Паровозы использовались на железных дорогах более века.
Вот как романтично описывает паровоз Иван Бунин в рассказе НОВАЯ ДОРОГА...
"Стиснутая черными чащами и освещенная впереди паровозом, дорога похожа на бесконечный туннель. Столетние сосны замыкают ее и, кажется, не хотят пускать вперед поезд. Но поезд борется: равномерно отбивая такт тяжелым, отрывистым дыханием, он, как гигантский дракон, вползает по уклону, и голова его изрыгает вдали красное пламя, которое ярко дрожит под колесами паровоза на рельсах и, дрожа, злобно озаряет угрюмую аллею неподвижных и безмолвных сосен. Аллея замыкается мраком, но поезд упорно подвигается вперед. И дым, как хвост кометы, плывет над ним длинною белесою грядою, полной огненных искр и окрашенной из-под низу кровавым отражением пламени."
На Западно-Сибирской железной дороге паровозы отслужили свое. Теперь они стоят на базах запаса и как памятники на крупных станциях. В последнее время в Новосибирске на день железнодорожника можно увидеть живой паровоз с ретропоездом, совершающий поездку от Новосибирска-гл. до ст.Сеятель.