Сто лет назад в Нижнем Новгороде из ворот Сормовского завода вышел первый паровоз серии С – как отмечают специалисты – лучший паровоз 20 века.
Команде Нижегородских инженеров под руководством Бронислава Малаховского удалось добиться уникального результата – новый паровоз удачно сочетал в себе и мощность и скоростные характеристики.
Паровоз серии С был создан вовремя. Пассажирское сообщение по железным дорогам увеличивалось год от года и требовался именно такой паровоз – чтобы хотя бы 10 вагонов мог тянуть достаточно быстро…От Москвы до Петербурга 650 километров. Это расстояние паровоз С во время опытного рейса – преодолел за 7 часов 59 минут. И сегодня то это нормальное время для современного локомотива, а тогда в начале XX века паровоз С получил прозвище «Гончая Малаховского» за скорость и по имени своего конструктора.
Создавали паровоз серии С 4 года, за основу взяли американский аналог с колёсной формулой 1-3-1 – и до сих пор и С и выпущенный позже Су – сормовский усиленный – можно было узнать только взглянув на колёса – 3 больших в середине и по одному маленькому по бокам. Мощность локомотива планировалась до 1000 лошадиных сил – он должен был двигаться быстрее современников и быть удобным и простым в эксплуатации. Обычно такое возможно только при внедрении новых революционных технологий.
На тестовом испытании – без вагонов новый Сормовский шутя преодолел безумную для тех времён скорость в 100 км в час, а разогнавшись – достиг и 125 км в час. Добро на его запуск в серию было получено так же быстро. До революционных событий в 18 году – Сормовский завод успел выпустить 324 локомотива серии С. Потом его делали Невский, Луганский и Харьковский заводы. Сормовский водил самые престижные поезда из Питера до Парижа и других европейских столиц, а позже будучи незначительно переделан обрёл новую жизнь на долгие годы и под именем Су водил поезда аж до московской олимпиады 80-го года.