История локомотивного депо ст.Новосибирск-гл. |
Автор: Болтенко С.Г. |
Депо ст.Инская. | Депо ст.Барабинск | Депо ст.Карасук | Депо ст.Московка | Депо ст. Барнаул |
Депо ст.Омск. | Депо ст. Тайга | Депо ст.Новокузнецк | Депо ст.Белово. | Депо ст.Рубцовск |
Когда было решено строить мост через Обь в районе с.Кривощеково, то одновременно с возведением моста в полутора верстах от него на правом берегу Оби стал строиться крупный железнодорожный комплекс - станция Обь. Станция должна была быть начальным пунктом Средне-Сибирской ж.д. и поэтому на ней заложили первое каменное здание - паровозное депо, которое было сдано в эксплуатацию в 1896 году. Между вокзалом и депо выросла водонапорная башня, а на берегу реки - водоподъемное здание. Паровозное депо было самым крупным предприятием в Новониколаевске того времени. Оно было рассчитано на 450 рабочих мест и включало в себя сварочные, вагонные, кузнечно-литейные, слесарно-токарные мастерские. Вначале, с августа 1896 года, оно называлось паровозным депо с мастерскими станции Обь; с 17.02.1898 - паровозным депо станции Новониколаевск; с 12.02.1926г - паровозным депо станции Новосибирск, а с 3.07.1952г паровозное депо переименовано в локомотивное депо станции Новосибирск. В настоящее время называется локомотивным депо станции Новосибирск главный и обслуживает электровозы, тепловозы и электросекции пригородных поездов. Первыми паровозами, которые обслуживались в депо, стали паровозы: Ч(0-4-0) Александровского завода Санкт-Петербурга, построенные в 1852 году, которые проработали до 1930 года. Т(0-3-0) - основной товарный паровоз в 1860-1890 г.г., который водил поезда из 20-25 двухосных вагонов со скоростью 15-20 верст в час и был построен Невским заводом. Прослужили до 30-х годов ХХ века. 716(1-3-0) Александровского завода. Это был пассажирский паровоз, имеющий диаметр трех ведущих колес по 1900мм и развивающий скорость до 75 км/час. В 1912 году их было в России около 100 штук. В 1930-х годах работал на пригородных линиях. К(2-3-0) Каменского завода с 1908 года, пассажирский, скорость до 100 км/час. Су Коломенского завода с диаметром колес 1850мм и скоростью до 130 км/час. Работал в Новосибирске с 1927 года. ФД(1-5-1) Луганского завода, грузовой, первый выпущен в 1931г. Серийный выпуск начался с 1933г. Конструктивная скорость 85 км/час, длина с тендером 28967мм, запас воды - 44 кубометра, запас угля - 25 тонн! Начал поступать в Новосибирск с 1936 года. ИС(1-4-2) Коломенского завода, имевший много общего с паровозом ФД, но не 5 а 4 сцепных колеса и большую скорость. Это был пассажирский паровоз. С 1933 года служба тяги разделилась на службу вагонного и паровозного хозяйства. В 1936 году в депо Новосибирска была введена теплая промывка паровозных котлов. В 1940 году в паровозном депо Новосибирска началось "Лунинское движение" по имени машиниста Лунина Н.А., который проявил инициативу по экономии средств на ремонте паровоза силами самой бригады паровоза. Особенно широко оно распространилось в годы Великой Отечественной войны. За этот почин и за ударный труд на транспорте 10 апреля 1942г Лунину Н.А. было присвоено звание Лауреата Государственной премии, а в 1943 году - звание героя Социалистического труда. Еще один знаменитый работник депо - Константин Заслонов, который работал в депо с 1935 года, а с началом войны добровольцем ушедший на фронт. Он был направлен в тыл к немцам и начал там активную "Рельсовую войну", за время которой было пущено под откос 6 эшелонов, взорвано 170 паровозов, уничтожено более 400 солдат противника. Константин Заслонов погиб в одном из боев и посмертно был награжден золотой звездой Героя 7 марта 1943 года. Во время войны в депо ЗСЖД было построено 11 бронепоездов. В Новосибирском депо был построен бронепоезд "Советская Сибирь", состав экипажа был укомплектован работниками депо и отправлен на фронт. С 1948 года началась электрификация железной дороги вокруг Новосибирска. Электрофицировались участки Инская-Чулымская, Новосибирск-Инская, Новосибирск-Обь. И в 1951 году началась холодная обкатка контактной сети на участке Чик-Коченево, которая проводилась электровозом ВЛ22м-385 и паровозом Еа 2647. Напряжения в контактной сети не было, но пантограф электровоза был поднят и его толкал паровоз. Это нужно было для того, чтобы определить правильность подвески контактной сети. 13 июля 1951 года в 11 часов 25 минут московского времени на контактную сеть с тяговой подстанции ст. Чик было подано напряжение. В 11 часов 50 минут электровоз тронулся со станции Чик до станции Коченево и в 17 часов 15 минут прибыл обратно в Чик без замечаний. А 31 октября 1951 года прошел первый грузовой поезд весом 3600 тонн на электровозной тяге от станции Инская до станции Чулымская. 22 ноября 1951 года был закончен мотаж контактной сети на деповских путях и началась выдача электровозов из депо под поезда своим ходом. 3 июля 1952г. был издан приказ об организации на ст. Новосибирск первого в СССР локомотивного депо вместо паровозного. С 30 июля 1952г. на участке Новосибирск-Чулымская в пригородном сообщении работают только электровозы. В 1953 году в Новосибирск прибыли две первые секции Ср3. Вместе с освоением новой техники в депо полным ходом началась реконструкция зданий и цехов для проверки узлов и блоков электровозов и электропоездов. При активном содействии начальника депо М.Ковтуна и гл. инженера В.Олимпиади коллектив активно включился в эту работу. В это же время, выполняя социально-культурную программу в депо заново построили столовую, бытовой комбинат, здравпункт, пионерский лагерь, лыжная база. В 1962 году в Новосибирск стали поступать чешские пассажирские электровозы ЧС1, в 1964г - электрички ЭР2, а в 1965 году грузовые электровозы ВЛ-8. С 1973 года грузовые сотавы стали водить электровозы ВЛ-10. Также с 1973 года начались поставки электровозов ЧС2. Для маневровых работ на ст.Новосибирск с 1963 года использовались тепловозы ТЭМ-1, с декабря 1968г. - ТЭМ-2, с 1971г. - ТЭ-2. В 1978 году технический совет депо под руководством Шефера А.Я. внедрил тренажеры для обучения локомотивных бригад на базе ВЛ-10, тепловозной секции, моторвагонной секции. В 1985 году прибыли первые тепловозы Чехословацкого производства - ЧМЭ3, которые постепенно заменили на маневровой работе устаревшие ТЭМ1, ТЭМ2, ТЭ3. С 2008г стали поступать тепловозы ТЭМ18ДМ. Конец 1980-х и начало 1990-х годов ознаменовались реконструкцией депо.В заготовительном цехе организован редукторный участок, испытательная станция моторов компрессоров электропоездов, тепловозов.Оборудован пункт экологического контроля за выбросами отработанных газов тепловозов в атмосферу. Оснащены компьютерной техникой группа учета, бухгалтерия, отдел кадров. Создан компьютерный класс для обучения машинистов, восстановительный центр. В настоящее время депо обслуживает электропоезда ЭР2, ЭТ2, ЭД2Т, ЭД4М, тепловозы ТЭМ1М, ЧМЭ3. |
По материалам музея локомотивного депо ст. Новосибирск-гл, любезно предоставленных хранителем музея - Поломошновым Владимиром Пантелеевичем! Всем участвующим в пополнении нашего сайта - огромное спасибо! Узнать обо всех из них можно на страничке Благодарностей. Присылайте и вы свои материалы, если у вас найдется что-то интересное. |
Уважаемые посетители! Пишите ведущему раздела -
ваши комментарии, мнения, поправки, новые данные. |
В
начало страницы |
Страница создана 7 ноября 2004 года.
Страница обновлена 30 июля 2010г.