Вы можете закачать свою фотографию ЗДЕСЬ.
После просмотра и редактирования, фото будет размещено на соответствующей содержанию странице.
История локомотивного депо ст.Барнаул. |
Автор: Болтенко С.Г. |
Депо Новосибирск | Депо Московка | Депо Тайга | Депо Карасук | Депо Инская |
Депо ст.Омск. | Депо ст.Барабинск | Депо ст.Новокузнецк | Депо ст.Белово. | Депо ст.Рубцовск |
![]() ![]() ![]() Депо было передовым предприятием по тем временам, поэтому оно привлекало наиболее способных рабочих и специалистов. Большое количество специалистов приехало и из Европейской части России. Интересная деталь: в музее хранится подмастерский диплом, который выдавался ученику мастера, проработавшему под его руководством три(!!!) года. Вот такие дипломированные специалисты работали в локомотивном депо! В годы революционного лихолетья и Гражданской войны железная дорога, а вместе с ней и предприятия железной дороги, сильно пострадали. Ведь не секрет, что противоборствующие стороны выводили технику и пути из строя, чтобы они не достались врагу. Занимались этим и белые и красные. А в результате на Алтайской ж.д. были разбиты станции и пути, разграблены и развалены цеха депо, большое количество паровозов выведены из строя. За несколько весенних месяцев 1920 года железнодорожники Барнаульского узла привели в порядок станционные пути, застеклили окна в цехах, отремонтировали несколько паровозов и вагонов. Жизнь постепенно восстанавливалась. Паровозный парк того времени состоял из паровозов серии О и пришедших им на смену более мощным Ы и Ыу. Они могли водить поезда весом 700-800 тонн из 30-35 вагонов. Но и их не хватало. Поэтому было решено восстанавливать паровозы с "кладбища" паровозной техники. Первым таким паровозом был паровоз Ыу-107. В конце 1920-х годов начал резко возрастать поток грузов, а особенно угля из Кузбасса. Поэтому нужно было расширять количество тяговой техники, а вместе с ней и число ремонтных мест паровозов. Были сооружены еще 3 стойла в веерной части депо и в 1930 году пристроен прямоугольный корпус на 5 стойл.К концу 1932 года было построено смотровое депо, где сейчас производят ТО тепловозов и электровозов. ![]() Тяжелым испытанием для депо, как и для всей страны, стали военные годы. Многих призвали в армию, а работы прибавилось вдвое. На рабочие места возвращались те, кто ранее ушел на заслуженный отдых. В их числе и машинист Кривенко, который в 1915 году провел первый пассажирский поезд при открытии Алтайской ж.д. В дни войны тыл делился с фронтом всем, чем мог. Рабочие отдавали теплые вещи, сбережения, покупали уголь на свои деньги и отправляли в прифронтовые города. Кроме этого депо помогало подшефному колхозу в Овчинниково: изготавливало запасные детали для сельхозтехники. Для фронта изготавливали минометы и снаряды к ним, в стройцехе делали ящики для патронов. На смену ушедшим на фронт мужчинам в депо пришли работать женщины. Особенно тяжело приходилось им работать на паровозах. Вот их имена (со стенда музея). И они внесли весомый вклад в нашу Победу. После окончания войны парк паровозов и вагонов был изношен до предела, состояние рельсового хозяйства было катастрофическим и поэтому часто происходили аварии. Например, за 1950 год в СССР было 688 крушений поездов, в том числе 147 с пассажирскими поездами. Убытки составили 104 миллиона рублей. Поэтому 25 июня 1951 года было принято постановление Совета Министров №2164, где четко и подробно оговаривалось, что нужно сделать и в какие сроки, кто несет ответственность за выполнение этого постановления. В частности, там говорилось о том, что нельзя локомотивным бригадам работать больше 8 часов подряд, что необходимо ставить телефоны в квартиры машинистов, выделять машины для доставки машинистов на работу, содействовать в обустройстве нормальных бытовых условий. В 1953 году было принято решение открыть паровозное депо на ст.Алтайская, в связи с чем разделилось обслуживание паровозов: Барнаульское депо стало обслуживать паровозы серии Л, а Алтайское депо - серии ФД. Постепенно грузовое движение перешло на обслуживание депо Алтайской, а пассажирское и маневровое - Барнаульского. В 1958 году в депо Рубцовска пришел первый на Алтайском отделении тепловоз ТЭ3, а к концу 1959 года их было уже 36, что позволило организовать движение грузовых поездов на участке Рубцовск-Алейская. В 1960 году пришли тепловозы и в Барнаульское депо. После освоения новой техники первый пассажирский поезд на тепловозной тяге в начале 1961 года провели машинист Владимир Федоров и помошник машиниста Валентин Урекин.. А первый пассажирский поезд на вновь открытом участке Барнаул-Камень-на-Оби провел машинист Павлов Александр. С 1963 года стали поступать тепловозы ТЭМ1 для маневровой работы. Для их обслуживания в Омской техшколе прошли обучение лучшие слесари депо. ![]() Вообще 1960-е годы были временем больших перемен. В эти годы в депо освоили ремонт тепловозов ТЭ3, ТЭМ1, ТЭМ2, ТЭП60, 2М62, электровозов ВЛ60, ВЛ60к, электропоезда ЭР9п. Депо стало преображаться на глазах. Грязные и задымленные цеха по ремонту паровозов стали очищаться от грязи и копоти. На смену старому громоздкому оборудованию пришли современные стенды и станки. Для улучшения условий труда был построен новый бытовой корпус с просторными раздевалками и душевыми. Был построен гараж для машин, которые подвозили локомотивные бригады в ночное время, построили домики для отдыха работников депо неподалеку от села Рассказиха. ![]() ![]() С пуском Средне-Сибирского хода увеличился поток Кузбасского угля по этому направлению. Технические характеристики ВЛ60 не позволяли увеличивать вес и скорость поездов, поэтому им на смену решено было поставить электровозы ВЛ80. Первые ВЛ80т прибыли в 1975 году, а ВЛ80с - в 1980г. Кроме того, после распада СССР перестали поставляться электропоезда Рижского завода ЭР9п. Их постепенно стали заменять электропоездами ЭД9т и ЭД9м Демиховского завода.К слову сказать, за 90 лет с небольшим в депо сменилось более 15 типов локомотивов - от паровоза Ов до электровоза ВЛ80с. А сейчас еще поступили рельсовые автобусы РА1, которые решено пустить по ветке Барнаул-Большая речка. В честь семидесятилетия депо в 1984г на его территории установили паровоз 9п-239, символизирующий целую эпоху могущества паровозов на железной дороге. В основании пьедестала заложена капсула с посланием к потомкам, которую планируют вскрыть к столетию депо в 2014г. Этот паровоз-памятник – один из «первенцев» магистрали. И с выбором места для его постамента связана забавная история, которую газете «Транссиб» рассказал хранитель фондов музея локомотивного депо Барнаул Александр Попов: Когда комсомольцы-деповцы вышли на руководство нашего предприятия с инициативой увековечить 9П как памятник окончательно ушедшей в историю паровозной тяге, оказалось, что выбрать место для него – это большие бюрократические мытарства, да и затраты немалые. Нужно было взять грунт на анализ, провести всевозможные экспертизы, собрать справки и т.д. Поразмыслив, тогдашний начальник депо Павел Семитко выглянул из окна своего рабочего кабинета на двор и указал рукой: «Вот здесь, под елями, и ставьте». Организовали субботник, оперативно установили паровоз-памятник, и простоял он на своем постаменте у главного входа в депо много лет без всяких экспертиз. ![]() ![]() А в честь девяностолетия депо были учреждены знаки ЗА ЗАСЛУГИ и ЗА ТРУДОВЫЕ ЗАСЛУГИ, а также знак ПОЧЕТНЫЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИК АЛТАЯ двух степеней. |
По материалам музея локомотивного депо ст. Барнаул, любезно предоставленных хранителем музея, бывшим машинистом - Поповым! Использовались материалы альбома 90 лет локомотивному эксплуатационному депо Барнаула. Всем участвующим в пополнении нашего сайта - огромное спасибо! Узнать обо всех из них можно на страничке Благодарностей. Присылайте и вы свои материалы, если у вас найдется что-то интересное. |
Уважаемые посетители! Пишите ведущему раздела - ваши комментарии, мнения, поправки, новые данные. | В
начало страницы |
Страница создана 28 марта 2006 года. Страница обновлена 20 сентября 2013г. |