|
|
|
В этой статье речь пойдет о самой красивой и удачной по стилистическому решению советской железнодорожной униформе, введенной в 1943 году.
Во время Великой Отечественной войны был возрожден ряд дореволюционных традиций, немыслимых в довоенные годы. Этим давалось понять, что Советский Союз является, в известной степени, наследником и преемником Российской империи. В соответствии с данной концепцией, в 1943 году были произведены изменения в военной и ведомственной униформе, придававшие ей стиль, близкий к бытовавшему в 1910-е годы, но не повторявший его буквально. Железнодорожный транспорт был военизированной организацией. В определенных случаях железнодорожники находились на казарменном положении, а по законам военного времени жила вся страна. Среди униформ гражданских ведомств, железнодорожная форма наиболее походила на военную. Согласно Указа Президиума Верховного Совета СССР от 4 сентября 1943 года "О введении персональных званий и новых знаков различия для личного состава железнодорожного транспорта", Народный комиссар путей сообщения Л.М.Каганович 13 сентября 1943 года издал приказ №711Ц. В приказе описывались, в частности, нововведенные персональные звания, порядок их присвоения, новые знаки различия и форменная одежда работников железнодорожного транспорта. Текст приказа, относящийся, в основном, к форме одежды, излагается ниже почти дословно, дополняясь, по мере необходимости, разъяснениями и комментариями.
Персональные звания присваивались в порядке аттестации. Младшему начальствующему составу - приказами начальников железных дорог, совместно с начальниками отраслевых управлений и начальниками объединений - по представлению начальника предприятия. Среднему и старшему начальствующим составам Народный комиссар путей сообщения присваивал звания приказом, по представлению начальников железных дорог, начальников управлений, отделов, объединений и строек НКПС. Высшему начальствующему составу звания присваивались постановлением Совета Народных Комиссаров СССР по представлению Народного комиссара путей сообщения.
Вновь поступившим на железнодорожный транспорт работникам звания младшего начальствующего состава присваивались по истечении шести месяцев работы Остальным же устанавливались сроки пребывания в каждом персональном звании, по окончании которых проводилась аттестация. Если работник по окончании срока выслуги не обнаруживал способностей к профессиональному или служебному росту, то очередное звание могло и не присваиваться. Если такое происходило и по истечении повторного срока пребывания в данном звании, то работник смещался на более низкую должность. За особые заслуги или выдающиеся успехи в работе к званию могли представить и досрочно, и даже вне очередности.
К званиям высшего начальствующего состава относились генерал-директор путей сообщения, вице-генерал-директор путей сообщения первого и второго ранга, генерал-директор первого, второго и третьего ранга. Сроки выслуги высшему составу НКПС не устанавливались.
К званиям старшего начальствующего состава относились директор-полковник, директор-подполковник и инженер-майор. Срок выслуги у них был пять лет. К званиям среднего начальствующего состава относились инженер-капитан, инженер-лейтенант и техник-лейтенант. Срок их выслуги составлял четыре года. Младший начальствующий состав - техник первого, второго и третьего ранга, старший бригадный и бригадный - имели сроки выслуги по три года (бригадный - два года).
Ко всем званиям, кроме генерал-директора путей сообщения и вице-генерал-директора путей сообщения, добавлялось определение принадлежности к соответствующей отраслевой службе. Звучало это, например, так: генерал-директор административной службы третьего ранга, директор-подполковник пути и строительства, техник-лейтенант тяги, техник второго ранга связи, бригадный движения. Рядовой состав именовался просто работниками железнодорожного транспорта.
Персональные звания являлись пожизненными, лишение звания производилось только по приговору суда. Для высшего начальствующего состава требовалось еще и специальное правительственное постановление.
В качестве знаков различия железнодорожникам были установлены погоны, сходные с военными, но таковым не идентичные. Погоны высшего, старшего и среднего начальствующих составов представляли собой вытянутый шестиугольник с параллельными длинными сторонами. Нижний конец погона срезался под прямым углом, а верхний заканчивался срезанным тупым углом со стороной среза, параллельной нижнему краю. Края погона, кроме нижнего, окантовывались светло-зеленым сукном. Длина погона, в зависимости от размера одежды, была от 13,5 до 15,5 см. Ширина погона с кантом у высшего начальствующего состава была 6 см, у старшего и среднего - 5,5 см. Ширина канта составляла 0,25 сантиметра, а высота скоса срезанного тупого угла верха - 1 сантиметр. Погоны имели каркас; хлястик и шлевка служили для пристегивания погон к одежде.
Погоны младшего начальствующего и рядового составов отдаленно напоминали эполеты, и состояли из двух соединенных между собой вытянутых шестиугольников. Верхний конец верхнего шестиугольника образовывал тупой угол с высотой скоса боковых сторон 1 см Общая длина погона была от 13,5 до 15,5 см, а верхний шестиугольник был, соответственно, длиной от 8,5 до 10,5 см Нижний шестиугольник был длиной 5 см. Ширина верхнего шестиугольника с кантами составляла 3 см, нижнего - 6 - 6,2 см. Параллельные боковые стороны были по 3 см, остальные - по 3 - 3,2 см За некоторое сходство со щипковыми инструментами железнодорожники прозвали свои суконные эполеты "балалайками".
Для всех видов обмундирования, кроме летнего пальто, по приказу полагались жесткие пристежные погоны, а на пальто - мягкие пришивные, но с пуговицей в верхнем конце. Однако, как и в армии, на пальто носили жесткие пристежные. Для работников служб тяги, движения, связи, пути и строительства для ношения при исполнении служебных обязанностей приказ устанавливал мягкие пришивные погоны из темно-синего жаккардового шелкового галуна с тем же рисунком переплетения, что и на парадных На практике же такие погоны встречались крайне редко. Серебряные погоны красовались даже на рабочей форме машинистов. Восемнадцатимиллиметровые пуговицы в верхнем конце погон были золоченые, у младшего состава - латунные.
Немного ниже пуговиц крепились впервые введенные эмблемы принадлежности к той или иной отраслевой службе железнодорожного транспорта. До этого, еще с последней четверти XIX века, службы традиционно различались по присвоенным им цветам кантов, что создавало известные неудобства при переходе из одной службы в другую.
Эмблемой службы движения было изображение железнодорожного разъезда со сторожкой слева и светофором посередине. Впоследствии это изображение выштамповывалось на слегка вытянутой шестиугольной пластинке. Эмблемой службы тяги служил профиль паровоза, а у работников электротяги - электровоза (последнее, впрочем, встречалось довольно редко). Службу пути и строительства символизировал арочный железнодорожный мост, а у службы связи эмблемой был поставленный на угол квадрат с вписанным в него кругом, с помещенной наверху звездочкой рубиновой эмали и двумя скрещенными рубиновыми молниями в середине. Эмблемой административной службы были серп и молот, наложенные на пятиконечную звезду и французский ключ. Эмблемы высшего, старшего и среднего начальствующих составов изготовлялись из оксидированного металла, у младшего начальствующего и рядового составов - из латуни. У генерал-директора путей сообщения и вице-генерал-директора путей сообщения эмблема была особой, всеобъемлющей - простое изображение скрещенных французского ключа и молотка, но вышитых золотой канителью.
Погоны высшего начальствующего состава из металлизированного жаккардового галуна по рисунку практически были идентичны армейским генеральским. У генерал-директора путей сообщения и вице-генерал-директора путей сообщения первого ранга зигзагообразный орнамент на галуне был золотым на серебряном фоне, наподобие галуна отставных генералов царской армии. Между краями галуна и светло-зеленым кантом погон проходила черная суконная выпушка шириной 2 мм. У вице-генерал-директора путей сообщения второго ранга галун погон был целиком серебряным, а параллельно канту вдоль погона шли по две черные двухмиллиметровые полоски, разделенные серебряной полоской той же ширины.
Пуговицы на погонах высшего начальствующего состава полагались золоченые, диаметром 18 мм, с изображением Государственного герба СССР. На погоне генерал-директора путей сообщения вышивался золотом и цветным шелком герб Советского Союза высотой 4 см и шириной 3 см, а на расстоянии 3 - 3,5 см от центра пуговицы скрещивались вышитые ключ и молоток На погоне вице-генерал-директора путей сообщения первого ранга вышивалась только железнодорожная эмблема. На погонах прочих генерал-директоров вышивалась соответствующая эмблема отраслевой службы (у вице-генерал-директора путей сообщения второго ранга - ключ и молоток) и от четырех до одной золотых пятиконечных звездочек размером 2 см между вершинами противоположных лучей с вышитым в центре светло-зеленым шежом правильным пятиугольником со стороной 2,5 - 3 мм. Отраслевые эмблемы генералов обычно были из оксидированного металла.
Галуны погон старшего и среднего начальствующих составов по рисунку соответствовали галунам дореволюционных чиновников, прозванных "рогожкой" за сходство с одноименной тканью. Серебряный жаккардовый галун старшего начальствующего состава разделялся двумя четырехмиллиметровыми черными просветами, находившимися на расстоянии 2,3 - 2,4 см один от другого; галун среднего начальствующего состава имел один черный просвет посередине. На золоченых восемнадцатимиллиметровых пуговицах выштамповывались скрещенные французский ключ и молоток Канты погон были из светло-зеленого сукна.
Звания старшего и среднего начальствующих составов обозначались золочеными пятиконечными звездочками размером 16 мм между концами противолежащих лучей, с эмалевым пятиугольником светло-зеленого цвета (длина стороны 2,5 - 3 мм) в центре. На практике, однако, часто использовали плоские армейские звездочки офицеров медслужбы или технического состава, имевшие размеры как 16, так и 13 мм.
У директора-полковника между просветами шли в ряд три звездочки. Директор-подполковник имел две звездочки, инженер-майор - одну. На просвете инженер-капитана располагались три звездочки, у инженер-лейтенанта - две, а у техника-лейтенанта - одна. В 3 - 3,5 см от центра пуговицы на погоны крепились оксидированные эмблемы служб.
Погоны младшего начальствующего и рядового составов шились из черного приборного сукна на светло-зеленом подбое, с хлястиком и шлевкой на нижней стороне; пристегивались латунной пуговицей На погоны нашивались лычки из серебряного битового или текстильного белого галуна, обозначавшие звания. У техника первого ранга на верхнем шестиугольнике (шейке) погона нашивались вплотную к кантам две продольные галунные полоски шириной 1 см, образовывавшие просвет шириной 4 мм. Посередине нижнего шестиугольника шла поперечная нашивка шириной 2 см. У техника второго ранга поперечная двухсантиметровая лычка пересекала посередине нижний шестиугольник, у техника третьего ранга на нем были три восьмимиллиметровые лычки на расстоянии 2 см одна от другой. Две сантиметровые лычки с таким же промежутком обозначали звание старшего бригадного; бригадный имел одну нашивку. Рядовой состав носил погоны без нашивок. Латунные эмблемы служб крепились на шейке погона, в 3 - 3,5 см от центра пуговицы.
Форма одежды личного состава железнодорожного транспорта подразделялась на парадную и повседневную, в свою очередь подразделявшуюся на зимнюю и летнюю. Приказ предусматривал парадную форму для всех категорий железнодорожников, но реально ей обеспечивались только генералы, работники треста спальных вагонов прямого сообщения и, возможно, сотрудники Наркомата и иные аппаратчики, в той или иной степени исполнявшие парадные функции. Поэтому для различных торжественных мероприятий старший и средний начальствующие составы традиционно использовали светлую летнюю форму.
Темно-синие ткани, использовавшиеся для пошива предметов зимнего обмундирования, имели очень темный, почти иссиня-черный (так называемый "провальный") оттенок. Однако у работников службы тяги встречалась форма и чисто черного цвета, служившая обычно в качестве рабочей. Светло-коричневые ткани, использовавшиеся для летнего обмундирования, имели бежевый цвет, нередко с белесоватым или сероватым оттенком, причем в окраске и тоне встречались варианты. Проводникам для работы по обслуживанию пассажиров полагались полотняные белые куртки, а летние гимнастерки могли иметь белый цвет.
У работников локомотивных бригад встречались двубортные кожаные куртки танкистского или классического "комиссарского" покроя, а у начальства - и кожаные пальто.
Ряд работников служб движения и службы пути и строительства при исполнении служебных обязанностей носили, вместо общежелезнодорожных, особые цветные фуражки, использовавшиеся и для обозначения должности, и как средство сигнализации.
Во все времена железнодорожники, особенно младший состав, одевались, мягко говоря, как Бог на душу положит. Во время Великой Отечественной войны железнодорожники из-за нехватки ведомственной формы нередко носили армейское обмундирование, но со своими знаками различия. Начальствующему составу по форме полагалось ношение брюк навыпуск, но во время грязных работ допускалось их ношение заправленными в сапоги, считавшиеся спецобувью. Младший состав носил вместо шаровар бриджи армейского покроя без кантов, начсостав носил офицерские бриджи с кантами. Кители начальствующего состава иногда имели на груди накладные карманы; применялись на железной дороге и кители флотского образца. Ношение форменной одежды при исполнении служебных обязанностей было строго обязательным, но, как и в армии, отклонения от правил ношения ее железнодорожниками имели место по самым различным причинам.
Приказ определял нормы вещевого снабжения железнодорожников. В комплект форменной одежды высшего, старшего и среднего начальствующих составов входили:
фуражка темно-синего цвета с черным околышем - для ношения при шинели, парадном мундире и при кителе темно-синего цвета;
фуражка светло-коричневого цвета с черным околышем - для ношения при летнем повседневном кителе светло-коричневого цвета;
белый чехол, надеваемый на фуражку при белом кителе;
папаха из черного каракуля для высшего начальствующего состава и шапка типа кубанки (финка) из черного каракуля для старшего и среднего начальствующих составов;
шинель двубортная темно-синего цвета;
пальто летнее высшего, старшего и среднего начальствующих составов; мундир двубортный темно-синего цвета;
брюки навыпуск темно-синего цвета к мундиру парадному;
китель зимний темно-синего цвета;
брюки навыпуск темно-синего цвета к кителю зимнему;
китель летний светло-коричневого цвета;
брюки навыпуск светло-коричневого цвета к кителю летнему;
китель летний из белой ткани;
ботинки хромовые;
ремень парадный тканевый.
В комплект форменной одежды младшего начальствующего и рядового составов входили:
фуражка темно-синего цвета с черным околышем - для ношения при шинели, парадном мундире и при гимнастерке темно-синего цвета;
фуражка светло-коричневая с черным околышем - для ношения при летней гимнастерке серого цвета;
шапка типа кубанки (финка) из черного барашка;
шинель двубортная темно-синего цвета;
мундир парадный однобортный из темно-синего сукна;
шаровары из темно-синего сукна к мундиру парадному;
гимнастерка из темно-синей шерстяной ткани;
шаровары с напуском из темно-синей шерстяной ткани к гимнастерке темно-синей;
гимнастерка хлопчатобумажная серого цвета;
шаровары с напуском из хлопчатобумажной ткани серого цвета;
ремень поясной из кожи черного цвета с бляхой;
сапоги кожаные.
Женскому личному составу железнодорожного транспорта была положена почти та же форма одежды, что и мужчинам. Разница была в том, что шинели, гимнастерки и кители застегивались на левую, "женскую" сторону, вместо брюк надевали юбку, а вместо фуражки в большинстве случаев - берет. В зимнее время женщины носили кубанку. Как и женщины в армии, железнодорожницы обувались в черные туфли на низком "английском" каблуке или в форменные сапоги.
Парадные мундиры высшего, старшего и среднего начальствующих составов были из темно-синей мериносовой диагоналевой ткани, а у младшего начальствующего и рядового составов - из темно-синего сукна. Подкладка мундира железнодорожных генералов делалась из черного шелка, а у остальных категорий работников на подкладку шел черный сатин. Двубортный закрытый генеральский мундир с шестью посеребренными большими (22 мм) гербовыми пуговицами на каждом борту имел жесткий стоячий воротник и был близок по покрою к адмиральскому мундиру тех лет. Сходный покрой имели мундиры старшего и среднего начальствующих составов, но по бортам у них шло два ряда по пять двадцатимиллиметровых посеребренных пуговиц с железнодорожными ключом и молотком.
Закрытые однобортные мундиры младшего начальствующего и рядового составов, с жестким стоячим воротником, имели глубоко запахнутый левый борт с застежкой на крючки и пятью декоративными посеребренными железнодорожными пуговицами посередине. Они имели сходство с дореволюционным мундиром-кафтаном полицейского или железнодорожного кондуктора, а занос левого борта был схож с шинельным солдатским.
Все мундиры имели отрезную юбку, лекальные швы-рельефы на спинке, переходившие ниже талии в вертикальные складки и шлицу, начинающуюся от отреза и смещенную вправо. В вертикальные швы юбки вшивались треугольные ложные карманные клапаны-листочки с большими пуговицами вверху и внизу. На юбке мундира младшего состава, ниже талии, с боков прорезались долевые карманы, прикрытые планками. Двушовные рукава снабжались прямыми накладными обшлагами. Воротник, обшлага по верху и локтевому шву, клапаны-листочки на фалдах (а на мундирах высшего, старшего и среднего начальствующих составов - и левый борт) окантовывались светло-зеленым сукном. Концы воротника покрывались клапанами из светло-зеленого сукна длиной 11 - 12 см от канта до шва горловины. Воротник застегивался на один крючок, у младшего состава - на два. Воротник и обшлага мундиров высшего начальствующего состава украшало шитье. В 2 мм от канта воротника вышивалась двойная витая выкладка, ниже которой помещалось орнаментальное шитье, именовавшееся в приказе фигурным украшением. У генерал-директора путей сообщения и вице-генерал-директора путей сообщения первого ранга выкладка была золотой, а фигурное украшение - серебряным с золотыми элементами. У остальных генералов шитье было чисто серебряным. Воротники мундиров старшего и среднего начальствующих составов украшали серебряные столбики-катушки - по два на каждом клапане у старшего состава, по одному - у среднего. Над кантами обшлагов от шва до шва нашивались серебряные битовые галуны шириной 1 см - три у старшего начальствующего состава, два - у среднего. Верхний галун образовывал квадратную петлю на наружной (полевой) стороне рукава, наподобие знаков различия капитанов торгового флота. На мундирах младшего начальствующего состава и рядовых квадратную петлю образовывал зеленый кант обшлага. Ширина всех кантов была 2,5 мм.
Повседневные кители высшего, старшего и среднего начальствующих составов по покрою совпадали с закрытыми армейскими. Зимние кители шились из шерстяной темно-синей ткани, летние - из шерстяной ткани светло-коричневого и белого цветов. Белые кители старшего и среднего начальствующих составов, изготовленные из хлопчатобумажной ткани, не имели кантов, подплечников и подкладки, а пуговицы выполнялись съемными. Кители имели прямые полочки с отрезными дольниками, спинку без среднего шва, отрезные бочка, застежку на пять больших мундирных пуговиц, жесткий стоячий воротник, два нагрудных прорезных кармана с трехмысковыми клапанами и двушовные рукава с отрезными обшлагами. По воротнику и верху обшлагов проходил светло-зеленый суконный кант.
|