Станция Тайга-1 Западно-Сибирской ж.д.
Станция Тайга-1, Кемеровская обл.
Старые башни в депо |
Плотина на р.Яя. |
Электропоезд ЭР2-666 |
Зал ожидания вокзала |
Станция возникла при строительстве Транссиба в 1896. В 1906г. здание было достроено до сегодняшних размеров.
Начало ст.Тайга немыслимо без настойчивого претворения в жизнь планов постройки Транссиба южнее Томска на 80 верст, которые отстаивал изыскатель Транссиба инженер Н.П.Меженинов.
Первопроходцы увидели здесь громадное топкое пространство, мелкий чахлый лес, глинистую почву, скудные источники водоснабжения. Но, несмотря на это, по плану, который предполагал в этом месте ответвление на губернский центр город Томск, началось строительство крупного железнодорожного узла. К началу движения по ветке на Томск в 1896 году здесь уже построили первое здание депо. Поначалу его назвали поселком Таежный. А когда в поселке были возведены вокзал, депо, церковь во имя Андрея Критского, почта, школа и население достигло 10000 человек, поселок стал безуездным городом Тайга Томской губернии. Это было в 1913 году.
Т.к. для снабжения водой паровозов нужно было много воды, то сначала ее пытались добывать с помощью скважин и подавать на колонки через типовые водонапорные башни. Но со временем воды стало катастрофически не хватать и пришлось строить водовод с реки Яя, где построили плотину и насосную станцию.
В настоящее время здание вокзала расположено так, что железнодорожные пути огибают его с двух сторон. Наверное, это единственный вокзал на Транссибе с таким расположением относительно путей. Сейчас это крупный железнодорожный узел, где располагаются локомотивное и вагонное депо, железнодорожное училище, филиал Омского института инженеров железнодорожного транспорта.