Вы можете закачать свою фотографию ЗДЕСЬ.
После просмотра и редактирования, фото будет размещено на соответствующей содержанию странице.

История железнодорожного техникума ст.Тайга.
  Авторы: Болтенко С., фото Губенко Н.

   Когда мы с Николаем искали техникум железнодорожного транспорта в Тайге, то столкнулись с интересной особенностью местных измерений. Нас заверяли, что это очень далеко от вокзала и лучше доехать туда на такси. Мы и правда поискали такси, но не увидели его. Решили идти пешком. И не прогадали. Спустившись с горки, а потом поднявшись, увидели указатель, который показывал направление, но не к техникуму, а к институту. Оказывается, теперь это филиал Омского института железнодорожного транспорта, а вовсе не техникум. Вся дорога заняла 10 минут, вот так было далеко!
   Во время Великой Отечественной войны на ст.Тайга прибыл эвакуированный Харьковский электромеханический техникум, который согласно приказов НКПС и начальника Томской железной дороги объединился с Тайгинской технической школой паровозных машинистов. Прибывший начальник эвакуированного Харьковского техникума ЧУДНОВСКИЙ Григорий Владимирович принял все здания, имущество, оборудование, контингент учащихся и штат работников техшколы, с 17 января 1942г, возглавил общее руководство техникумом и техшколой. Учащиеся 1-го курса Харьковского техникума в количестве 3-х групп (1-2-3 гр.) при эвакуации из Харькова били направлены в Тайгу, но к месту назначения не явились.
   Свою историю Тайгинский техникум железнодорожного транспорта ведет с 1 декабря 1943 года, когда приказом наркома путей сообщения Л.М. Кагановича на станции Тайга Томской железной дороги был организован техникум по специальности "Паровозное хозяйство" на базе эвакуированного из Харькова электромеханического техникума. Его первым начальником был назначен Леонид Дмитриевич Бодров. Учащиеся и преподаватели столкнулись со всеми трудностями военного времени, но преодолели их: первый выпуск дал 37 специалистов. Так началась реализация задачи, поставленной перед коллективом - подготовка высококлассных специалистов для железных дорог страны.
   Сегодня Тайгинский техникум железнодорожного транспорта представляет собой современное учебное заведение, в котором на практике реализован принцип непрерывного образования. Вот уже девятый год на базе техникума действует первый на сети железных дорог России учебно-производственный центр, в состав которого вошли филиал Омского государственного университета путей сообщения и курсы подготовки и повышения квалификации кадров массовых профессий и дипломированных специалистов. Ежегодно в центре проходит обучение различных форм около трех тысяч человек.
   По очной и заочной форме в техникуме ведется подготовка по следующим специальностям среднего профессионального образования: "Энергоснабжение на железнодорожном транспорте", "Техническая эксплуатация и ремонт тягового подвижного состава", "Техническая эксплуатация, обслуживание и ремонт вагонов и рефрижераторного подвижного состава", "Эксплуатация и ремонт подъёмно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования". Филиал ОМГУПСа работает на заочной форме и ведет подготовку по специальностям: "Электрический транспорт железных дорог", "Вагоны", "Электроснабжение железных дорог", "Локомотивы".

   В 1972 году техникум получил новый учебный комплекс (на макете №1,2). Немало уникальных лабораторий и учебных кабинетов было оборудовано за эти годы. Здесь размещены 34 кабинета, 7 мастерских, 26 лабораторий, где нет ни одного макета - только настоящие механизмы, подлинные действующие схемы. Как только на предприятия дороги приходит новое оборудование, оно появляется и в лабораториях техникума. Это позволяет непосредственно на местах изучать подвижной состав и устройства энергоснабжения. Оборудование лаборатории электрических аппаратов и цепей подвижного состава было признано МПС как уникальное, не имеющее аналогов в других учебных заведениях.
   Но "жемчужиной в короне", главным достоянием материально-технической базы техникума стал действующий полигон (на макете №3) подвижного состава и устройств энергоснабжения. Это особая гордость техникума. Создаваться он начал самым первым среди учебных заведений страны в январе 1997 года по инициативе директора техникума А. Ф. Маслова и при поддержке и помощи начальника Западно-Сибирской железной дороги В.И. Старостенко. Это реальный "кусок жизни", мини железная дорога в действии, где можно отрабатывать необходимые профессиональные навыки студентов, вести экспериментальные работы. Здесь по настоящим рельсам курсируют 3 электровоза, 2 тепловоза, рефрижераторная секция, секция электропоезда, пассажирский и грузовой вагоны. Последняя новинка - путевая ремонтная машина. Здесь же автоматическое переездное оборудование, стрелка, различного типа светофоры. Причем ветку от железной дороги к полигону не строили, а все локомотивы и вагоны частично разбирали и перевозили автомобилями и волоком на железных листах!
   В техникум едут поступать со всех уголков России и ближнего зарубежья. Нередки случаи, когда обучение в Тайгинском техникуме становится семейной традицией, как, например, это случилось в семье Щегольковых. Когда Евгения Щеголькова в приемной комиссии спросили, почему он из Новосибирска, где, к слову сказать, свой железнодорожный техникум есть, приехал поступать в периферийную Тайгу, он с гордостью ответил: "Здесь учились мой дед и отец".
   14 тысяч специалистов выпустил техникум за годы своего существования и по праву гордится своими выпускниками. Среди них есть известные люди. Так, например, лауреат Государственной премии писатель В.Чивилихин. В.А. Цимерман работает в настоящее время заместителем начальника Западно-Сибирской железной дороги, А.В. Лемихов - заместитель начальника Кузбасского отделения дороги. Многие выпускники являются начальниками и заместителями начальников линейных предприятий, главными специалистами, начальниками пассажирских поездов.
   В техникуме вся система воспитательной работы подчинена единой цели - формированию дисциплинированного работника железнодорожного транспорта. Только один час в сутки, с 6 до 7 часов утра, в общежитии нет никого из "взрослых", кроме вахтера. В остальное время осуществляется круглосуточный контроль дисциплины и порядка силами администрации, преподавателей и студентов. На территории ежедневно дежурит дружина по охране порядка. В общежитиях (на макете №7) и учебном корпусе существует жесткий пропускной режим. Все это, как правило, позволяет устранять такие негативные явления, как употребление спиртных напитков, наркоманию, неуставные отношения. Курение на территории, в корпусах и общежитиях техникума вообще запрещено. В техникуме обязательно ношение форменной одежды для студентов и преподавателей. Есть чем заняться студентам, когда выдается свободная минутка. В их распоряжении лыжная база и хоккейная коробка (на макете №6), залы атлетической гимнастики и борьбы (на макете №4), спортивный комплекс и дискоклуб площадью в триста квадратных метров (на макете №5). Желающие могут записаться в хор, несколько инструментальных групп, танцевальную студию или студенческий театр. До мелочей продуман быт студентов: функционирует столовая, есть два буфета, где посетителей ждут с 7-30 до 22-00. В воскресные и праздничные дни для иногородних организована перевозка с вокзала до общежития автобусами техникума.
   Педагогическую нагрузку ведут 88 преподавателей и 5 мастеров производственного обучения. Среди них 5 Заслуженных учителей Российской Федерации, 12 отличников просвещения России, 10 отличников среднего специального образования, 26 награждены Знаком "Почетному железнодорожнику", 37 преподавателей имеют высшую категорию.
   За всем, что сделано в техникуме за последние три десятка лет, стоит его директор Алексей Фёдорович Маслов. Именно такой срок возглавляет он коллектив, в котором начал свой трудовой путь в 1957 году в качестве лаборанта. За долгие годы прошел все этапы профессионального роста. Создал свою Систему, которая, как и положено Системе, держится на "трех китах", трех точках опоры: учебно-материальная база, воспитательная работа и непрерывное профессиональное образование. Все, о чем мечталось на заре директорской карьеры, воплощено в жизнь. Теперь он Народный Учитель СССР, Почетный железнодорожник, кавалер Ордена Почета, почетный гражданин Тайги и Кемеровской области, депутат областного Совета народных депутатов, лауреат премии апостола Андрея Первозванного. Последняя награда международная и получена недавно "за создание уникального учебного центра". А тайгинцы по-своему оценили заслуги Алексея Федоровича и назвали его именем улицу, ту, что ведет к техникуму. Завидная судьба.
   В техникуме создается музей истории учебного заведения. Здесь оборудованы стенды со старинными предметами железнодорожной тематики. Здесь имеется много документов, раскрывающих жизнь техникума, а теперь и института. Есть интересный экспонат: обращение комсомольцев 1978 года к комсомольцам 2018 года. При капитальном ремонте учебного корпуса оно было изъято из одной из колонн, где было замуровано. Разве могли тогда, в 1978 году, подумать, что не будет комсомола в 2018 году!
   Новость ноября 2010г.
   Коллектив Тайгинского института железнодорожного транспорта (Кузбасское отделение ЗСЖД) третий год подряд стал лауреатом всероссийского конкурса "Золотая медаль "Европейское качество"".
   Данной медалью награждаются учебные заведения, добившиеся наиболее высоких результатов в области подготовки специалистов со средним профессиональным образованием. Тайгинский институт железнодорожного транспорта - филиал Омского государственного университета путей сообщения - признан победителем в номинации "100 лучших ссузов России". Институт, участвуя во всероссийском конкурсе, получил высокие оценки по всем критериям, которые позволяют выявить результаты образовательной и хозяйственной деятельности учебных заведений, готовящих базовые кадры для российской промышленности.

По материалам музея железнодорожного техникума ст. Тайга, любезно предоставленных хранителем музея, Шихалевой Болиславой Ивановной!
Всем участвующим в пополнении нашего сайта - огромное спасибо! Узнать обо всех из них можно на страничке Благодарностей. Присылайте и вы свои материалы, если у вас найдется что-то интересное.
Уважаемые посетители! Пишите ведущему раздела - ваши комментарии, мнения,
поправки, новые данные.
В начало
страницы
Страница создана 17 февраля 2008 года.
Страница обновлена 18 ноября 2010г.