Станция Топки, Кемеровская обл.
Вокзал Топки |
Вокзал Топки |
Вокзал Топки в 2008г. |
Первые дома железнодорожников |
Паровоз-памятник Л9840 |
Вид на станцию |
Мотриса СВ05 на станции |
Пост ЭЦ |
Вид на станцию |
Железнодорожная поликлиника |
"Слыхали ли вы когда-нибудь о Топках?" задают вопрос местные работники и улыбаются,
зная, что приезжий ответит отрицательно. Иные железнодорожные кассиры, когда у них просят билет
до Топок, решительно заявляют: "Такой станции не существует".
"Кольчугинка" - так называлась
захолустная ветка, на которой в глубине Сибири стоят Топки. Кольчугинка - это означало: поезда,
идущие со скоростью телеги, в пределах этой скорости, опаздывающие на сутки, паровозы, которые
часто сходят с рельсов, полурабочие, занятые своими коровами и лошадьми и вспоминающие о депо
главным образом тогда, когда нужно там раздобыть что-нибудь для своего скотного двора. Рельсы,
по которым и до сих пор ходят топкинские паровозы, были присланы в 1914 г. с клеймом
"Инспекторский брак. Только для Кольчугинской ветки". Паровозы в 1915 г., как устаревшие,
были сбыты в Сибирь Америкой. Депо имело слабое паросиловое хозяйство и устаревшее оборудование"...
Так начиналась книга "Депо Топки", изданная в 1932 году. Эти строки писались, когда
на базе топкинского паровозного депо создавалась всесоюзная школа по обучению передовым методам
вождения поездов...
В начале 1913 года начались работы по строительству железной ветки от Юрги
до Кольчугино и Кемерово. Все работы выполнялись вручную. А в строительстве принимали
участие и крестьяне из близлежащих сел, и ссыльные, и переселенцы. На перепутье дорог
нужна была узловая станция - там и столкнули, на 104 версте, с рельсов вагончик.
В 1913 году было начато строительство вокзала, к работам привлекали пленных (белочехов).
И в октябре
1914 года, а это через год и 10 месяцев, на карте Сибири чьей-то властной рукой была
поставлена жирная точка.
Через год открылось временное грузовое движение из Юрги до Кемерово. Составы
со скоростью 10-12 километров в час "мчались" мимо полей и болот, останавливаясь у
железнодорожного вагона с вывеской "Станция Топки".
В 1914 году - заложен фундамент паровозного депо. В том же году построена
водонапорная башня, на территории паровозного депо. В настоящее время водонапорная башня является
памятником архитектуры. Она построена в период деятельности Копикуза.
В 1916 году в поселке насчитывалось 300 дворов, было 6 улиц и несколько бараков
железнодорожных рабочих. Тогда же были освещены и вступили в эксплуатацию железнодорожный вокзал
и паровозное депо. Первые рабочие в депо приехали со станции Юрга. В то время на службах станции
работало около 1000 человек.
1917 год - в паровозное депо присланы первые 23 паровоза серии "Ы" Коломенского
завода.
Материал подготовил Владислав Устьянцев
при содействии директора музея
- Грибовой Ларисы Владимировны.
По материалам сайта Топки- городской сайт.