Станция Исилькуль, Омское отд. ЗСЖД

Станция Исилькуль, Омская обл.


Из книги ВОКЗАЛЫ ЗСЖД

Вокзал в 2001г

Фото с Исилькульского портала.

Фото с Исилькульского портала.

Вид из поезда в 2009г.

Памятник возле вокзала

Внутренний вид

Внутренний вид

  В 2015 году жители Исилькуля отметили 120-летие своего города. Вся история этого населенного пункта связана с железной дорогой.
  Станция возникла в 1893 году. Первый пассажирский поезд прибыл в Исилькуль 27 августа 1894 года. В 1907 году на станции было два стрелочных поста и три дежурных по станции, пропускная способность в сутки не превышала 4 – 6 поездов. Через четыре года было организовано оборотное депо, что позволило ускорить движение поездов.
  Станция, а затем и город получили название от озера Исилькуль, рядом с которым и были заложены. «Исиль-куль» в переводе с тюркского означает «очарованное (долгожданное) озеро». Расположенное недалеко от станции озеро среди многочисленных в этом районе соленых озер было чуть ли не единственным пресным и очень красивым – в форме правильной окружности. Поэтому и выбор места для станции был сделан в его пользу. Железная дорога нуждалась в пресной воде.
  В 1894 году при укладке основного пути Транссибирской магистрали на 138 км от Омска была закреплена ось пассажирского здания станции Исилькуль. Парк станции состоял из 4 путей: основного, двух объездных и ветки для разгрузки-погрузки. В 1895 году станция Исилькуль была занесена на карту железных дорог Российской империи. В конце XIX века через нее проходили 4-6 поездов в сутки.
  Первыми на станции были заложены пассажирское и служебное здания, ледник и пакгауз. Рядом возводились жилые дома для начальника станции и служащих. Напротив пассажирского здания располагалась дежурная жандармерия, а чуть дальше была возведена церковь с колокольней. Рядом с базарной площадью, соседствовавшей с вокзалом, была построена первая в городе школа – церковно-приходская имени Иоанна Кронштадского. Она была открыта в 1898 году и содержалась на средства железной дороги. В первые годы обучалось в ней 56 мальчиков и 36 девочек, работали две учительницы.
  На восточной окраине станции было заложено кирпичное здание паровозного депо на 8 стойл и водоемная башня. Оборотное депо Исилькуль было приписано к основному депо Петропавловск. Вместе они обслуживали участок Транссиба длиной 254 версты и по состоянию на 1 июля 1916 года имели парк из 63 паровозов.
  После окончания строительства станции в поселок при ней прибывают первые жители, в основном переселенцы из европейских районов. Исилькуль становится сравнительно крупным пунктом по торговле и отгрузке зерна и продуктов животноводства. Так, в 1915 году со станции Исилькуль отправлено более 1 миллиона пудов пшеницы, около 29 тыс. пудов ржи, 17,6 тыс. пудов мяса. Одновременно Исилькуль стал экспортировать сливочное масло, вырабатываемое в окрестных поселениях. Железная дорога 120 лет назад дала жизнь будущему городу и мощный импульс к развитию.
  В 1933 году произведена реконструкция станции в связи с укладкой вторых путей на участке. В 1956 году на станцию прибыли первые электропоезда. Железнодорожный вокзал, построенный в 1894-1895 годах, прослужил почти три четверти века. В 1966 году на его месте было построено просторное кирпичное здание со светлым залом ожидания и удобными служебными помещениями для железнодорожников. Это вокзал 3-го класса, вместимостью 300 человек. Его пропускная способность 600000 человек в год. В 2008 году вокзальный комплекс был реконструирован. Сегодня это современный объект, отвечающий всем требованиям комфорта и безопасности для пассажиров.
  В 1926 году на станции Исилькуль был построен первый на Омской железной дороге клуб железнодорожников, возведенный методом народной стройки. Здание, являющееся памятником архитектуры, и сегодня украшает привокзальную площадь города. С 1997 года здесь работает историко-краеведческий музей города Исилькуль.
  Главное богатство Исилькульского железнодорожного узла – его труженики, вписавшие немало славных страниц в историю магистрали. Более 30 жителей Исилькуля отмечены знаком «Почетный железнодорожник». Имя легендарного начальника станции Георгия Коновалова, руководившего коллективом на протяжении 40 лет, носит ближайшая к железнодорожному полотну улица города. На привокзальной площади в его честь установлен мемориальный знак. Свыше 20 лет возглавлял станцию, обеспечивая устойчивую ее работу, Александр Дяблов.
  4 июля 2008 года на станции установлен памятник-паровоз Л-0984 – в ознаменование 115-летнего юбилея завершения строительства участка Транссибирской магистрали Петропавловск – Омск.
  Возле Исилькуля находится граница Западно-Сибирской железной дороги (на 2579км Транссиба).
  Ирина Паршакова, заведующая музеем истории на станции Омск
Другие станции ЗСЖД. GISMETEO: погода в г.Исилькуль Страница создана 9 июня 2004г.
Страница обновлена 16 октября 2015г.