Вы можете закачать свою фотографию ЗДЕСЬ.
После просмотра и редактирования, фото будет размещено на соответствующей содержанию странице.
Бийская железнодорожная ветка
|
Автор: Вотяков Андрей |
Станция Бийск - тупиковая станция ветки Алтайская - Бийск. Находится в 147км от ст. Алтайская и в 161км от ст. Барнаул.Железная дорога сюда пришла в 1914 году. Строительство железнодорожной ветки начато в 1913 году от ст. Алтайская и ст. Бийск одновременно в двух встречных направлениях. Вокзал ст. Бийск был сдан в эксплуатацию в декабре 1914 года. В нем располагались начальник станции, дежурный по станции, билетная касса. Пик развития линии Алтайская – Бийск пришёлся на 70-е - 80-е годы 20 века. В то время народное хозяйство Алтая исправно загружало ветку грузами, и, по воспоминаниям местных жителей, за сутки оборот по ветке исчислялся более чем десятью парами грузовых поездов. Линия, несмотря на то, что была однопутной, была оборудована полностью автоматической блокировкой. Особым потоком был товарооборот с соседней Монголией, значительная часть грузов меняла транспорт в Бийске с автомобильного на железнодорожный, и наоборот. Железнодорожная ветка представляет собой однопутную железную дорогу со станциями и разъездами. Во время СССР существовало три ответвления: Гордеево - Заводское, Буланиха – Соколинская (село Боровлянка), Зональное - Соколово. Пассажирское движение было от Зонального до Соколово, а пригородный поезд в Соколинскую ходил из Бийска. Пассажирское движение осуществлялось по 7 основным направлениям: Бийск – Барнаул, Бийск – Новосибирск, Бийск – Томск, Бийск – Соколово, Бийск – Лениногорск, Бийск – Лениногорск, Бийск - Соколинская. В пики перевозок назначали дополнительный скорый поезд до Москвы, были прицепные вагоны во все направления страны, точный список, пока не удалось восстановить. Вокзал в Бийске, здание реконструировано в 1953 году с надстройкой правого крыла и второго этажа. В 1997 году сделан капитальный ремонт. Летом 2008 года произведен снос вокзала и начато строительство нового, ввод в эксплуатацию планируется в 2009 году. В настоящее время грузооборот по ветке сильно сократился по сравнению с советскими временами. В связи с этим на станциях значительная часть путей демонтирована, а многие разъезды представляют собой лишь двухпутные вставки. Два ответвления (на Заводское и Соколинскую) не используются, может быть частично разобраны – этот вопрос не установлен. Ветка Зональное – Соколово частично работает и сейчас используется Иткульским спиртзаводом. Состояние трафика грузовых поездов удручает по сравнению с советскими временами. Кратко об основных станциях и остановочных пунктах на ветке Алтайская – Бийск: Бийск – тупиковая станция на ветке, имеет 6-7 путей; Чемровка – грузовая станция, имеет 6-7 путей; Новая Чемровка – остановочный пункт, в советские годы была станцией; Зональный – станция, на которой часто происходит скрещение поездов, имеет 3 пути, есть маневровая работа; Буланиха – сколько путей, увы, не помню; Загайново – остановочный пункт, где пассажиров зимой встречают на санях; Большая Речка – станция с угольным тупиком, имеет 2 пути и интересный вокзал; Петровка – остановочный пункт, вдали от которого большое село; Гордеево – станция с маленьким поселком рядом, имеет 3 пути, в советские годы тут было намного больше путей; Овчинниково – крупная станция, имеющая порядка 5-6 путей, с небольшим ПТОЛ, летом есть пригородное сообщение с Барнаулом; О.п. 44 км – название говорит само за себя; Косиха – остановочный пункт, бывшая разобранная станция; Баюново – станция, конечная пригородного поезда, имеет 3 пути; Лосиха – остановочный пункт, рядом с которым идет строительство дороги и нового моста к элитному дачному поселку; Кузнечная – станция в черте города Новоалтайска, имеет 3-4 пути, соединяется с рядом промышленных веток, на этой же станции соединяются два направления, со ст. Алтайской и со ст. Барнаул. В городе Бийске работают заводы, научные центры и составляющие энергетического узла. В совокупности со стратегическими объектами они образуют грузооборот на ветке. По моим наблюдениям за последние 3 года, основными грузами являются: уголь, сжиженный газ, нефтепродукты, объекты химической промышленности, существенная доля контейнеров и прочих грузов в крытых вагонах. Грузовые поезда под локомотивами 2ТЭ10М(У) идут до станции Чемровка, в ряде источников называемой Бийск - Товарный или Бийск – Сортировочный. Эта станция и является основным объектом за наблюдениями за грузооборотом на ветке. Грузооборот зависит от времени года, в отопительный сезон увеличивается перевозка угля. Замеченным казусом является большое количество вагонов со сжиженным газом, несмотря на ввод в 2006 году магистрального газопровода до города Бийска. Статистика наблюдений за грузовым трафиком, произведенных мной, каждая строка таблицы - это поездка в одном направлении по ветке.
От грузоперевозок перейдем к пассажирским перевозкам. Пассажирские поезда ездят под одной секцией локомотива 2ТЭ10М(У). Последние годы по Бийскому направлению ходят 3 пары поездов: два на Барнаул, один на Новосибирск. Со всеми поездами идут прицепные вагоны беспересадочного сообщения в разные направления страны и завязанные на спросе у пассажиров: Москва, Адлер, Н. Уренгой, Омск, Красноярск, Чита, Томск, Алма-Ата, Лениногорск и др. Основным поездом и самым популярным у пассажиров, я считаю, Бийск – Новосибирск. Состав достигает 11-16 вагонов вместе с прицепными вагонами. В пики перевозок – выходные, праздничные дни и летнее время отпусков, порой бывает проблематично купить билеты на поезд за 2-3 дня до отъезда. Поезда на Барнаул выполняют роль пригородных на Бийском участке, в летний график добавляются несколько остановочных пунктов для дачников. С ними едет и большая часть прицепных вагонов. Много пассажиров едет между населенными пунктами, расположенными вдоль ветки, часто банально из простого села в райцентр и обратно. Неким стратегическим направлением является то, что зимой автодорога Барнаул-Бийск часто закрывается для движения транспорта из-за плохой погоды и тогда пассажирам только и остается ехать на поезде. В летнее время на ветке существует пригородное сообщение со стороны Барнаула. Ходят 2 поезда Барнаул – Овчинниково, Барнаул - Баюново. Один из пригородных составов, известный у любителей, электрички ЭР9П-115 и ЭР2-953 со снятым электрооборудованием под сплоткой двух локомотивов ТЭМ2. В 2006 году несколько месяцев на Бийском направлении ходили 3 рельсовых автобуса РА1. Сообщение осуществлялось сначала по маршруту Барнаул – Овчинниково – Большая Речка (Троицкое), затем маршрут продлили до Бийска. Ускоренное движение широко рекламировалось, анонсировалось с экономическими расчетами прибыли и резко пропало - рельсовые автобусы исчезли из депо Барнаул, по неизвестным причинам. По одному из мнений, примененные на РА1 композитные тормозные колодки оставляли на поверхности катания колес полимерный налет, в результате чего перестало обеспечиваться надежное шунтирование рельсовых цепей и система автоблокировки могла давать сбои, что могло повлечь тяжелейшие последствия для безопасности движения. Другое мнение опровергает эту причину, на других дорогах, например, на соседней Красноярской её как-то же решили. Барнаул просто не захотел заворачиваться с обслуживанием РА1. Показательна фраза одного известного любителя железной дороги, проехавшего летом 2007 года по ветке: «Состояние ветки Алтайская - Бийск приятно удивило. Пути в довольно хорошем состоянии, местами бесстык, везде автоблокировка, причем с новыми светофорами, разобранных станций почти нет. Скорость поезда по данным GPS составляла 75 - 85 км/ч на площадке и спуске и 40 км/ч на подъемах, все-таки 15 вагонов на одну секцию ТЭ10У. Единственное, до самой Алтайской трафика не было вообще кроме ремонтных поездов, но, видимо, это из-за ремонта». Как видно ветка живет, вкладываются средства в ремонт путей, в обновление оборудования, жалко нет доступа к экономической информации, окупаемы ли перевозки и содержание железной дороги. Возможно, перспектива дороги не только стратегическое и экономическое предназначение, а в строительстве ее продолжения в Горный Алтай и за границу, но это отдельный вопрос. В статье использованы мои фотографии, и фотографии с сайтов: http://zap-sib-rail.narod.ru, http://train-photo.ru, http://parovoz.com |
Всем участвующим в пополнении нашего Музея - огромное спасибо! Узнать обо всех из них можно на страничке Благодарностей. Присылайте и вы свои материалы, если у вас найдется что-то интересное. |
Уважаемые посетители! Пишите ведущему раздела - ваши комментарии, мнения, поправки, новые данные. | В
начало страницы |
Страница создана 21 января 2009г. |