Вы можете закачать свою фотографию ЗДЕСЬ.
После просмотра и редактирования, фото будет размещено на соответствующей содержанию странице.

Строитель Транссиба

Краткая биография Тихомирова Николая Михайловича

 Автор: По материалам статьи Алексея Горшенина, газета СОВЕТСКАЯ СИБИРЬ №112, 2003г.
  В 1971 году на пути прокладки кабельных линий в Центральном районе Новосибирска около собора Александра Невского был обнаружен склеп с телом Тихомирова. Так неожиданно воскресла история представителя замечательной плеяды первопроходцев Великого Сибирского рельсового пути.

    Он прожил недолгую - всего 43 года, но яркую и насыщенную жизнь, 15 лет которой были отданы изысканиям, проектированию и строительству железных дорог: Самаро-Уфимской, Оренбургской, Западно-Сибирской, а также строительству мостов через Ишим и Обь.


  Родился Н.М.Тихомиров в Вятке 30 июня 1857 года в многодетной семье отставного чиновника. Отец умер рано, но мать сумела вывести всех детей в люди, дать им образование. Николай Михайлович окончил Петербургский институт путей сообщения, после которого был определен в общество Балтийских железных дорог помощником начальника дистанции, но через год хорошо зарекомендовавший себя специалист поступил в распоряжение начальника работ по постройке Самаро-Уфимской дороги для производства изысканий и составлению проектов на участке Уфа-Златоуст.
  Где-то здесь, на строительстве Самаро-Уфимской железной дороги, и родилась дружба двух талантливых людей, коллег по профессии, - Н.Г.Гарина-Михайловского и Н.М.Тихомирова. И еще не раз в течение жизни сводила их судьба, и всегда они находили помощь и поддержку друг у друга в трудных обстоятельствах.
  Когда в 1890 году участок Уфа-Златоуст был сдан в эксплуатацию, Н.М.Тихомиров, получив благодарность, был зачислен в общество Оренбургских железных дорог. А с весны 1893 года работа инженера путей сообщения Н.М.Тихомирова была связана со строительством Западно-Сибирской железной дороги. Он работает начальником дистанции, участвует в сооружении моста через Ишим, какое-то время занимается строительством соединительной ветки между Уральской и Сибирской железными дорогами. Работа была трудная, напряженная, но Тихомиров блестяще справляется с пей и "за отличную, усердную и ревностную службу" награждается орденом Св. Станислава 3-й степени. После чего его назначили начальником 9 участка (Каргат - Кривощеково) службы ремонта пути. В августе 1895 года Тихомироов с семьей переезжает в Новониколаевск и поселяется в доме Будагова. Ему предстояло завершить сооружение последнего пролета Обского моста.

  В конце марта 1897 года проводились испытания моста, а 5 апреля было открыто "правильное" движение. Мост, строившийся в общей сложности четыре года и стоивший около двух миллионов рублей, был сдан в постоянную эксплуатацию.
  Но в истории Новониколаевска и Транссиба Н.М.Тихомиров остался не только как строитель, поставивший точку в сооружении одного из крупнейших мостов Сибири.


  По завершении мостовых работ Николаю Михайловичу приказом Министерства путей сообщения было определено руководить строительством собора Александра Невского. Как и ко всему, что бы ни делал, к новому заданию Н.М.Тихомиров отнесся с большой ответственностью и самоотдачей.
   Собор заложили в апреле 1897 года, а через два с небольшим года, в самом конце 1899-го состоялось освящение храма. В "Путеводителе по Великой Сибирской дороге" 1901 года издания дано описание Новониколаевска, в котором, в частности, сказано: "В центре поселения, раскинувшегося почти на десять верст вдоль берегов реки Оби и ее притока реки Каменки, сооружен на суммы, пожертвованные Его Императорским Величеством и на жертвы и приношения частных лиц... красивый каменный храм, долженствующий служить памятником Царю-миротворцу на Великом Сибирском пути... Храм каменный с тремя престолами, главный - во имя Александра Невского и два боковых - во имя Св. чудотворца Николая Мирликийского и великомученика Георгия Победоносца".
  Помимо храма, не оставлял Н.М.Тихомиров и активной общественной деятельности. В 1897 году он принимает участие в Первой Всеобщей переписи населения, за что получает награду- "темно-бронзовую медаль".
  В эти же годы с большим вдохновением организовывал Николай Михайлович первое в Новониколаевске добровольное пожарное общество. Его стараниями была возведена пожарная каланча - объект для часто горевшего деревянного Новониколаевска чрезвычайно важный - с надписью: "Один за всех и все за одного". И немалое время пожарный обоз находился на территории начальника 9 участка службы пути, которую из-за этого долго называли "Тихомировская ограда". Умер Н.М.Тихомиров 27 октября 1900 года неожиданно, от кровоизлияния в мозг. На его могиле возле собора Александра Невского была установлена гранитная плита с надписью золотыми буквами; "Здесь покоится прах строителя храма сего, Тихомирова Николая Михайловича (1857-1900)".
   А в память инженера-путейца, строителя Транссиба Н.М.Тихомирова назван разъезд недалеко от станции Чулымская.
  Правда, никакой мемориальной доски на разъезде нет, да и сам разъезд - это всего несколько домиков.
  18 августа 1971 года исполком Новосибирского горсовета принял решение о перезахоронении праха Николая Михайловича Тихомирова на Заельцовском кладбище. Останки тихо и скромно перенесли на Заельцовское кладбище и на долгие годы имя и деяния основателя города просто выпали из памяти новосибирцев.
   Спустя годы на его могиле построен мемориальный комплекс на Заельцовском кладбище. Инициаторами создания мемориального комплекса выступили новосибирцы: почетные жители, депутаты, учителя и представители духовенства. Авторами творческого образа мемориального комплекса выступили Юрий Бурика и Евгений Пронин. На мемориальной плите высечена надпись: "Тихомиров Николай Михайлович (1857-1900). Один из основателей г. Новосибирска. Инженер-путеец. Руководитель строительства железнодорожного моста через р. Обь и Собора Александра Невского". Кстати, Тихомиров - единственный из основателей города, чья могила находится в Новосибирске.


Всем участвующим в пополнении нашего Музея - огромное спасибо! Узнать обо всех из них можно на страничке Благодарностей. Присылайте и вы свои материалы, если у вас найдется что-то интересное.

Уважаемые посетители! Пишите ведущему раздела - ваши комментарии, мнения,
поправки, новые данные.
В начало
страницы

Страница создана 5 августа 2004 года.
Cтраница изменена 4 июля 2011 года.