Вы можете закачать свою фотографию ЗДЕСЬ.
После просмотра и редактирования, фото будет размещено на соответствующей содержанию странице.

Строитель Транссиба

Краткая биография Меженинова Николая Павловича

 Автор: По материалам музея истории ЗСЖД

  Николай Павлович Меженинов родился в 1838 году в старинной дворянской семье рязанского помещика. В 1861 году окончил физико-математический факультет Московского университета и в том же году поступил в институт инженеров путей сообщения, откуда был выпущен в 1863 году в звании инженера-поручика путей сообщения.

    В год окончания института Н.П. Меженинов был назначен начальником дистанции седьмого округа путей сообщения. Но на эксплуатации он пробыл недолго и уже в 1866 году переходит на строительство линии в обществе Курско-Кавказской железной дороги.

  Далее его направляли на изыскания и строительство разных участков строящихся железных дорог: Курско-Киевской, Конотоп-Минск, Вильно-Минск, Роменской ж.д., Уральской, Оренбургской, Харьковско-Николаевской, Джанкой-Феодоссия, пока в 1887 году он не назначается начальником изысканий Средне-Сибирской железной дороги. В конце 1887 года Н.П. Меженинов, подробно и основательно ознакомившись на месте с условиями работ по строительству Средне-Сибирской дороги, представил две записки: "О местных средствах и условиях сооружения Средне-Сибирской железной дороги" и "К вопросу о направлении Сибирской железной дороги". В этих записках он высказывал мысль о том, что ввиду малой населенности округов, пересекаемых Средне-Сибирской железной дорогой на протяжении 1600 верст и ненадежности водного пути от Тюмени до Омска, Средне-Сибирская железная дорога не может быть построена скоро и дешево, а количество грузов будет незначительно, поэтому выгоднее строить ее как продолжение Уфа-Златоустовской линии. Указывая таким образом на необходимость Западно-Сибирской ж.д., он находил, что дорога от Урала до Оби, следуя по ровной местности, стоила бы наполовину дешевле Средне-Сибирской, облегчила бы постройку последней.
  "Великий Сибирский путь,- писал Меженинов,- должен быть сплошным от Европейской сети железных дорог до бассейна Амура и должен начинаться от Златоуста и направляться на Челябинск, Курган, Петропавловск, Омск, Каинск, Колывань, пересекая Обь в 80 верстах выше Томска, далее на Мариинск, Ачинск, Иркутск". Несколько позже Министерство путей сообщения неоднократно вносило подобные предложения в Комитет Министров, но не встречало поддержки Министерства финансов, игравшего решающую роль в выделении для этой цели средств.
  И только 21 февраля 1891 года Комитетом Министров было принято решение о начале работ по сооружению железной дороги от Миаса до Челябинска и о начале изысканий на участке от Челябинска до Томска. Таким образом, Средне-Сибирская дорога получила характер продолжения Самаро-Златоустовской и Западно-Сибирской ж.д., как это отстаивалось в записках Н.П. Меженинова.
  В 1892г Николай Павлович назначается начальником экспедиции для проведения подробных изысканий и составления проекта Средне-Сибирского участка от Оби до Иркутска, а чуть позднее - начальником работ по сооружению этой дороги.
  Работы по сооружению Средне-Сибирской ж.д. на участке Обь-Красноярск были начаты в мае 1893 года, 1.12.1895 было открыто рабочее движение, а 1 января 1898 года участок был принят в постоянную эксплуатацию.
  На участке Красноярск-Иркутск работы были начаты в 1894 году, а в 1899 году участок был принят в постоянную эксплуатацию.


  Вклад в общегосударственное дело строительства дорог Н.П.Меженинова был высоко оценен российским правительством:
20.06.1886 г. - Н.П.Меженинов произведен в титулярные советники со старшинством в чине.
28.03.1871 г. - награжден орденом Станислава 3-й степени.
1.02.1871 г. - произведен в коллежские асессоры.
8.04.1973 г. - награжден орденом Св. Анны 2-й степени.
1.02.1875 г. - произведен в надворные советники.
В 1887 г. - произведен в статские советники.
1.04.1890 г. - награжден орденом Св. Владимира 4-й степени, произведен в действительные статские советники.
2.04.1895 г. - награжден орденом Св. Владимира 3-й степени.
<13.04.1897 г. - награжден орденом Станислава 1-й степени.
04.1900 г. - произведен в тайные советники.
15.06.1901 г. - пожалован нагрудный знак за содействие духовному просвещению Сибири.
   При прокладке железных дорог Меженинов требовал везде, вдоль путей в городах и поселках строить гимназии, больницы, церкви, библиотеки, переселенческие пункты, высаживать сады. Неслучайно последним из высочайших благодарностей оказался нагрудный знак за содействие духовному просвещению Сибири. Для представителя технической интеллигенции быть преданным не только цифре и чертежу, но и духовной основе, идее - это иллюстрация подлинного патриотизма и широты взглядов. Николай Павлович прекрасно понимал, что сама железная дорога это лишь инструмент, если угодно, средство, а цель - доступность сообщения самых удаленных друг от друга областей, возможность нести свет в самые далекие уголки Родины. Без духовности нет крепкого общества, нет сильной и державной России. Именно поэтому неслучайны его обязательные указания по строительству объектов социальной, духовной жизни и просвещения. Строительство храмов - это то на первый взгляд иррациональное движение души, облеченное его волей в директиву. Инженерный ум, казалось, не мог позволить себе отвлечься на что-либо, на первый взгляд не относящееся к делу; ведь есть графики, календарные планы, сроки. Но своя искренняя вера подсказывала Николаю Павловичу необходимость возведения таких важных для гармонии общества центров духовности и культуры, как православные храмы.

  В память о Николае Павловиче Меженинове была названа станция Межениновка (ныне Томск-1), а сейчас разъезд на 48км от Тайги называется Межениновка. Этот разъезд получил свое название в 1909 году, когда старую Межениновку переименовали в Томск-1. Симпатичное ухоженное здание в стиле сибирской избы (в 2004г). В 2006 году на станции уже два вокзала.
  27 ноября 1915 года в Санкт-Петербурге скончался строитель Средне-Сибирской железной дороги, инженер Николай Павлович Меженинов. Дистанция уникального, самоотверженного пути длиною в жизнь закончилась.


Всем участвующим в пополнении нашего Музея - огромное спасибо! Узнать обо всех из них можно на страничке Благодарностей. Присылайте и вы свои материалы, если у вас найдется что-то интересное.

Уважаемые посетители! Пишите ведущему раздела - ваши комментарии, мнения,
поправки, новые данные.
В начало
страницы

Страница создана 22 сентября 2004 года.
Cтраница изменена 06 января 2011 года.