Вы можете закачать свою фотографию ЗДЕСЬ.
После просмотра и редактирования, фото будет размещено на соответствующей содержанию странице.
Строитель Транссиба
Краткая биография Меженинова Николая Павловича
Автор: По материалам музея истории ЗСЖД |
Николай Павлович Меженинов родился в 1838 году в старинной дворянской семье рязанского помещика. В 1861 году окончил физико-математический факультет Московского университета и в том же году поступил в институт инженеров путей сообщения, откуда был выпущен в 1863 году в звании инженера-поручика путей сообщения.
В год окончания института Н.П. Меженинов был назначен начальником дистанции седьмого округа путей сообщения. Но на эксплуатации он пробыл недолго и уже в 1866 году переходит на строительство линии в обществе Курско-Кавказской железной дороги. Далее его направляли на изыскания и строительство разных участков строящихся железных дорог: Курско-Киевской, Конотоп-Минск, Вильно-Минск, Роменской ж.д., Уральской, Оренбургской, Харьковско-Николаевской, Джанкой-Феодоссия, пока в 1887 году он не назначается начальником изысканий Средне-Сибирской железной дороги. В конце 1887 года Н.П. Меженинов, подробно и основательно ознакомившись на месте с условиями работ по строительству Средне-Сибирской дороги, представил две записки: "О местных средствах и условиях сооружения Средне-Сибирской железной дороги" и "К вопросу о направлении Сибирской железной дороги". В этих записках он высказывал мысль о том, что ввиду малой населенности округов, пересекаемых Средне-Сибирской железной дорогой на протяжении 1600 верст и ненадежности водного пути от Тюмени до Омска, Средне-Сибирская железная дорога не может быть построена скоро и дешево, а количество грузов будет незначительно, поэтому выгоднее строить ее как продолжение Уфа-Златоустовской линии. Указывая таким образом на необходимость Западно-Сибирской ж.д., он находил, что дорога от Урала до Оби, следуя по ровной местности, стоила бы наполовину дешевле Средне-Сибирской, облегчила бы постройку последней. "Великий Сибирский путь,- писал Меженинов,- должен быть сплошным от Европейской сети железных дорог до бассейна Амура и должен начинаться от Златоуста и направляться на Челябинск, Курган, Петропавловск, Омск, Каинск, Колывань, пересекая Обь в 80 верстах выше Томска, далее на Мариинск, Ачинск, Иркутск". Несколько позже Министерство путей сообщения неоднократно вносило подобные предложения в Комитет Министров, но не встречало поддержки Министерства финансов, игравшего решающую роль в выделении для этой цели средств. И только 21 февраля 1891 года Комитетом Министров было принято решение о начале работ по сооружению железной дороги от Миаса до Челябинска и о начале изысканий на участке от Челябинска до Томска. Таким образом, Средне-Сибирская дорога получила характер продолжения Самаро-Златоустовской и Западно-Сибирской ж.д., как это отстаивалось в записках Н.П. Меженинова. В 1892г Николай Павлович назначается начальником экспедиции для проведения подробных изысканий и составления проекта Средне-Сибирского участка от Оби до Иркутска, а чуть позднее - начальником работ по сооружению этой дороги. Работы по сооружению Средне-Сибирской ж.д. на участке Обь-Красноярск были начаты в мае 1893 года, 1.12.1895 было открыто рабочее движение, а 1 января 1898 года участок был принят в постоянную эксплуатацию. На участке Красноярск-Иркутск работы были начаты в 1894 году, а в 1899 году участок был принят в постоянную эксплуатацию.
|
Всем участвующим в пополнении нашего Музея - огромное спасибо! Узнать обо всех из них можно на страничке Благодарностей. Присылайте и вы свои материалы, если у вас найдется что-то интересное. |
Уважаемые посетители! Пишите ведущему раздела -
ваши комментарии, мнения, поправки, новые данные. |
В
начало страницы |
Страница создана 22 сентября 2004 года. Cтраница изменена 06 января 2011 года. |