100 лет Алтайской железной дороге
100 лет Алтайской ж.д.
  1 июня 2013 года исполнится 100 лет со дня начала строительства Алтайской железной дороги, работы по изысканиям которой начались ещё в 1910 году. А проектирование полотна, мостов, депо, вокзалов было закончено к 1912 году.
  1 июня 1913 года после многочисленных рассмотренных вариантов было решено строить железную дорогу, связывающую Транссиб со Средней Азией, по направлению Новониколаевск-Барнаул-Семипалатинск. При выборе направления железной дороги учитывался предполагаемый объём грузоперевозок. В основном, это были сельскохозяйственные грузы. Так предполагалось проложить примыкание к Транссибу от станций
  1. Итат.
  2. Тайга.
  3. Поломошное.
  4. Болотное.
  5. Новониколаевск.
  6. Омск.
  При выборе направления будущей железной дороги рассматривалось заселение прилегающей к дороге местности и уровень производства продукции, а также основные направления перевозки грузов. Оказалось, что в условном коридоре от линии Транссиб-Кулунда до отрогов Салаира земли были самыми плодородными, давали больше сельскохозяйственной продукции и были больше заселены. Грузы шли по Оби и Иртышу в Томск, Новониколаевск, Тюмень, а также основной поток хлеба - на восток. Поэтому лучшим вариантом признали линию Новониколаевск-Барнаул.
Правительство, признав необходимость строительства дороги, передала его группе концессионеров, так что строительство велось на деньги частного капитала.
Было создано 8 строительных участков:
  1. Новониколаевск-Бердск-Ургун (0-78 верста).
  2. Ургун-Тальменка (78-170 верста).
  3. Тальменка-Баюново (170-Баюново).
  4. Баюново-Бийск (140 верст).
  5. Алтайская-Калманка (200-260 верста).
  6. Калманка-Шипуново (260-380 верста).
  7. Шипуново-Рубцовск (380-505 верста).
  8. Рубцовск-Семипалатинск (505-613 верста).
  Было запроектировано построить 22 станции, 3 разъезда и 50 площадок для неоткрытых разъездов. На дороге нужно было построить несколько мостов, депо и множество водопропускных труб.
  К концу 1914 года были сданы земляные работы на 90%, 93% искуственных сооружения, гражданские постройки, 50% укладки и балластировки пути и телеграфная линия. На дорогу доставили 39 паровозов и 1450 грузовых вагонов. На строительстве было занято от 25 до 30 тысяч человек. Рабочий день составлял 14-16 часов, подённая плата была в 2-2,5 раза ниже расценочных ведомостей. Жили строители в землянках, вагончиках, а летом и под открытым небом.
  Регулярное пассажирское и товарное движение открылось 7 октября 1915г.
Некоторые снимки Алтайской ж.д.
Начало ХХ века Описание Наше время
Новониколаевск-Новосибирск
Мост через Транссиб на 3км Алтайской ж.д.
Виадук через Красный проспект (изначально через Николаевский).
Виадук в начале нынешней улицы Серебрениковской. Старый до сих пор сохранился, но построен ещё один для второго пути.
Старый вокзал Алтайская на 6км, ныне Новосибирск-южный. Старый вокзал загорожен павильоном с турникетами.
Выемка на 10км. Теперь здесь стоит поклонный крест
Мост через р.Иня на 12км. Теперь здесь три моста
25км. Вокзал станции Сеятель. Скоро его заменят на новый двухэтажный, современный.
Железнодорожная казарма для путевых рабочих на 30км (слева) и на ст. Черепаново (справа). Таких ещё много сохранилось.
Вокзал на станции Искитим. 57км Алтайской ж.д.
108км. Туалет на ст. Черепаново постройки 1915г. Облицован сайдингом в 2010г.
160км. Мост через р.Чумыш возле Усть-Тальменки.
Нет 194км. Мост для пропуска паводковых вод.
Вокзал на станции Барнаул.
Страница создана 1 июня 2013 года. Rambler's Top100