Мост через реку Иртыш в Омске.

Мост через реку Иртыш, Омск.


Со старой открытки

Со старой открытки

Мосты в 2005г.

Из газеты "ТРАНССИБ" №1 за 2007г.

Мосты в 2010г.

Мосты в 2010г.

Мосты в 2010г.

   Шестипролетный мост через Иртыш в г.Омске был построен по проекту выдающегося русского инженера-строителя Н.А.Белелюбского.
   Николай Аполлонович Белелюбский, инженер-мостостроитель, к тому времени уже 20 лет возводил подобные сооружения (всего Н.А.Белелюбский построил около сотни мостов).
    Все материалы везли за тридевять земель. Гранитный камень для опор - за 740 вёрст из Челябинска, цемент - из Новороссийска, фермы - из Уфы, рельсы - с уральского завода Демидовых. Мост собирался практически вручную.Строительство велось контрагентом инженером Березиным и производителем работ инженером Ольшевским и было закончено в конце 1895 г. Испытания моста прошли 27-28 марта (15-16 марта по ст. ст.) 1896 г. Регулярное движение поездов по мосту началось 31 марта (19 марта по ст. ст.) 1896 г.
   14 ноября 1919 при отходе белых войск из Омска - столицы Верховного Правителя А.В. Колчака - вечером, уже после занятия красными центра города, были взорваны две фермы железнодорожного моста через Иртыш со стороны правого берега. Для восстановления движения в декабре 1919 года взорванный мост заменили рельсовыми путями, уложенными по льду. Работы были выполнены в течение недели вручную. Но уже весной 1920г. мост удалось поднять. 15 апреля 1920 г. он был полностью восстановлен. Этот мост через Иртыш был не только стационарной переправой с берега на берег, для Омска он стал мостом к лучшей жизни. Город начал стремительно развиваться как промышленный и железнодорожный узел.
    В 1935 году был построен мост для второго пути. Вот статья из газеты "Омская правда" о постройке в г. Омске железнодорожного моста через Иртыш от 28 сентября 1935 г.
    В дождь и морозы, в осеннюю распутицу и весеннюю слякоть, в дни, когда на Иртыше было 42 градуса мороза и 36 градусов жары, на строительстве железнодорожного моста кипела работа. Ударники строительства не знали непогоды. В сентябре надо было закончить постройку моста. Весь коллектив строителей дрался за победные показатели: первый пролет левой стороны моста был собран в 630 человеко - смен, второй - в 384, третий - в 264 и четвертый - 228 человеко - смен. Еще быстрее шла сборка пролетов правой стороны: первый 55 - метровый пролет был закончен в 144 человеко - смены, второй - в 136, третий и четвертый - в99 человеко - смен каждый. К 20 сентября строительство моста было закончено досрочно, за 10 дней до планового срока. Строительством руководил советский специалист - коммунист тов. Зверевич, окончивший в 1925 году Киевский политехнический институт. В прошлом т. Зверевича - монтаж доменного цеха Магнитки, строительство Кемеровского моста, монтаж Салдинского завода на Урале. Непосредственные ближайшие помощники т. Зверевича по постройке моста через Иртыш инженер т. Беляев, пом. начальника по снабжению т. Резенберг, прорабы тт. Молялов, Грибов и Себякин, десятник Смирнов, плотник Мельников, клепальщики - отличники Коротеев и Лобанов, сборщик Черепанов, строитель Павлюченко. Под их руководством и их руками были "охвачены" 319600 заклепками громадные фермы, весом в 3250 тонн. Их руками, их волей, их энергией выстроен мост. Коллектив строителей моста выполнил, кроме того, большие работы по ремонту старого моста: смены фермы весом в 449 тонн, заклепано 128 тысяч клепок. Новый мост через Иртыш готов к приему первого поезда! Управление Омской ж. д. отпустило на премирование лучших ударников строительства 15000 рублей и трест Стальмостострой - 10 тысяч рублей.
   Западно-Сибирская железная дорога планирует до конца 2007 года сдать в эксплуатацию новый мост через реку Иртыш в Омске сообщила служба по связям с общественностью ЗСЖД.
  Как отмечается в сообщении, старому мосту через Иртыш в марте 2006г. исполнилось 110 лет. "В настоящее время идет демонтаж старого моста, на месте которого строится новый", - говорится в пресс-релизе.
  Общий вес металлоконструкций нового моста составляет 3,6 тыс.тонн, длина - 730 метров, срок службы объекта рассчитан на 60 лет. К настоящему времени на строительство моста израсходовано около 160 млн.рублей.
  Однако и поныне несут свою службу 120-летние опоры – облицованные гранитом «быки». Один узел старого моста сохранен и в качестве памятника железнодорожной техники установлен в мемориальном сквере старейшего железнодорожного предприятия города – Омской дистанции пути. На нем укреплена памятная доска. Еще одна мемориальная доска, установленная в середине прошлого века, находится на самом мосту. Надпись на ней гласит: «Здесь 7 декабря 1919 года по призыву 3-го (ныне Ленинского) райкома РКП(б) 120 коммунистов и им сочувствующих, следуя почину рабочих Московско-Казанской железной дороги, вышли на первый в Омске коммунистический субботник – на разгрузку топлива».
Другие мосты ЗСЖД. Страница создана 15 декабря 2006г.
Страница обновлена 5 декабря 2015г.