Станция Топки, Кемеровская обл.


Вокзал Топки

Вокзал Топки

Вокзал Топки в 2008г.

Первые дома железнодорожников

Паровоз-памятник Л9840

Вид на станцию

Мотриса СВ05 на станции

Пост ЭЦ

Вид на станцию

Железнодорожная поликлиника

   "Слыхали ли вы когда-нибудь о Топках?" задают вопрос местные работники и улыбаются, зная, что приезжий ответит отрицательно. Иные железнодорожные кассиры, когда у них просят билет до Топок, решительно заявляют: "Такой станции не существует".
   "Кольчугинка" - так называлась захолустная ветка, на которой в глубине Сибири стоят Топки. Кольчугинка - это означало: поезда, идущие со скоростью телеги, в пределах этой скорости, опаздывающие на сутки, паровозы, которые часто сходят с рельсов, полурабочие, занятые своими коровами и лошадьми и вспоминающие о депо главным образом тогда, когда нужно там раздобыть что-нибудь для своего скотного двора. Рельсы, по которым и до сих пор ходят топкинские паровозы, были присланы в 1914 г. с клеймом "Инспекторский брак. Только для Кольчугинской ветки". Паровозы в 1915 г., как устаревшие, были сбыты в Сибирь Америкой. Депо имело слабое паросиловое хозяйство и устаревшее оборудование"...
  Так начиналась книга "Депо Топки", изданная в 1932 году. Эти строки писались, когда на базе топкинского паровозного депо создавалась всесоюзная школа по обучению передовым методам вождения поездов...
  В начале 1913 года начались работы по строительству железной ветки от Юрги до Кольчугино и Кемерово. Все работы выполнялись вручную. А в строительстве принимали участие и крестьяне из близлежащих сел, и ссыльные, и переселенцы. На перепутье дорог нужна была узловая станция - там и столкнули, на 104 версте, с рельсов вагончик. В 1913 году было начато строительство вокзала, к работам привлекали пленных (белочехов). И в октябре 1914 года, а это через год и 10 месяцев, на карте Сибири чьей-то властной рукой была поставлена жирная точка.
   Через год открылось временное грузовое движение из Юрги до Кемерово. Составы со скоростью 10-12 километров в час "мчались" мимо полей и болот, останавливаясь у железнодорожного вагона с вывеской "Станция Топки".
   В 1914 году - заложен фундамент паровозного депо. В том же году построена водонапорная башня, на территории паровозного депо. В настоящее время водонапорная башня является памятником архитектуры. Она построена в период деятельности Копикуза.
  В 1916 году в поселке насчитывалось 300 дворов, было 6 улиц и несколько бараков железнодорожных рабочих. Тогда же были освещены и вступили в эксплуатацию железнодорожный вокзал и паровозное депо. Первые рабочие в депо приехали со станции Юрга. В то время на службах станции работало около 1000 человек.
  1917 год - в паровозное депо присланы первые 23 паровоза серии "Ы" Коломенского завода.

Материал подготовил Владислав Устьянцев при содействии директора музея - Грибовой Ларисы Владимировны.
По материалам сайта Топки- городской сайт.
Другие станции ЗСЖД. Страница создана 7 октября 2004г.
Страница обновлена 30 мая 2011г.