Станция Мариановка, Омское отделение ЗСЖД

Станция Мариановка, Омская обл.


Первый вокзал.
Из книги ВОКЗАЛЫ ЗСЖД

Вокзал ст.Мариановка постройки 1894г.

Паровоз Эм 724-96
и составитель поездов
Емелин А.П.(с флажком).

Архивная справка,
присланная музеем ст.Мариановка

Вид на восток

Водонапорная башня
вблизи вокзала

Вокзал в 2005г

Вокзал в 2007г

Вид вокзала со стороны поселка.

Паровоз Эм 740-28


  Ст. Мариановка находится на Средне-Сибирской магистрали на направлении Омск-Исилькуль в 49км западнее Омска. Поселок в 1994 году отпраздновал свое 100-летие.
  Направление дороги в районе ст.Мариановка вел инженер Михайловский Н.Г. Решено было укладывать рельсы вдоль цепочки горько-соленых озер, появившихся здесь на бывшем русле речки. На расстоянии 40-50 верст друг от друга должны были располагаться станции, где можно было заправлять паровозы. Между ними через 10-12 верст должны были строиться разъезды, а в промежутках между ними - казармы и полуказармы для путейцев, обслуживающих дорогу.
  Одной из станций была и появившиеся в 1894 году ст. Мариановка. Есть две версии возникновения названия станции. Одна из них романтическая: по имени красавицы дочки начальника станции, работавшей в станционном буфете. Но достоверно известно, что станция была станцией V класса, где буфета не полагалось. Скорее всего свое название станция получила в честь одной из представительниц дома Романовых, правившего в то время.
  Строительство дороги на этом участке велось одновременно от Челябинска и Омска. К 28 июня 1894 года рельсы дотянулись до разъезда Алонского, а к 5 июля - уже к ст.Мариановка. Стыковка произошла в районе ст.Исилькуль. 30.08.1894г. было открыто временное движение на этом участке. 741 версту поезд в то время проходил за 45 часов. Плата за проезд бралась с каждого перегона. Например, от Москаленки до Мариановки расстояние 40 верст и билет стоил в вагон II класса 1 рубль 15 копеек. Стоянки на станциях были очень длительными: от 1 часа 45 минут до 3-х часов для заправки водой.
  Воду на ст. Мариановка брали из скважины. , потом подавали в резервную емкость и водонапорную башню. Из башни вода подавалась самотеком в паровозные колонки на путях. Схема водоснабжения неоднократно менялась. В одно время даже построили ветку к одному из ближайших пресных озер, куда паровозы ездили заправляться. В 1931 году построили здание насосной (теперь там музей). Насосы приводились в действие паровыми машинами через ременные передачи и качали воду в резервную емкость и водонапорную башню. Но к 1951 году это здание обветшало, насосы вышли из строя, схема водоснабжения вновь изменилась и к 1959 году в отремонтированном здании открылся клуб Марьяновских железнодорожников.
  Сейчас Мариановка - центр района со славным прошлым. В районе станции 26-28 мая и 4-6 июня 1918 года проходили ожесточенные бои с белочехами. В память об этом событии в центре поселка в 1988 году установлен памятник.
   Новый вокзал, совмещенный с автовокзалом, построили в 2001 году. Он вмещает одновременно 500 пассажиров, пропускная способность вокзала - 200000 человек в год.
  На территории станции в 1988 году создан музейный комплекс, включающий в себя здание насосной (построено в 1931г), водонапорную башню (1896г),домик жандарма (1896г), будку стрелочника, поезд (паровоз Эм 740-28, старые вагоны - пассажирский и товарный), резервуар для воды, амбар для хранения инструментов, семафор. В музее сохранился колокол ст.Мариановка.
  Здание насосной в 1951 году отремонтировали и в нем до 1988 года был клуб Марьяновских железнодорожников, а сейчас располагается главное здание музея.
  Здание вокзала не сохранилось, снесено в 2001г.
  Водонапорная башня на грани умирания, ее необходимо срочно реставрировать. Раньше из нее вода самотеком подавалась в водоналивные колонки для заправки паровозов, а когда век паровозов прошел - пропала и надобность в башне. Она ветшала, не ремонтировалась и теперь стоит без окон и с дырявой крышей.

Материалы любезно представлены музеем ст.Мариановка. Директор музея Буякова Людмила Ивановна.
Другие станции ЗСЖД. Страница создана 11 августа 2004г.
Страница обновлена 1 марта 2017г.