Об электровозе ЧС2-010 рассказывает председатель совета ветеранов Барабинского депо Александр Николаев:
– Сложно поверить, но ЧС2-010, красующийся сегодня на постаменте, водил пассажирские поезда почти полвека! И это при положенном
сроке эксплуатации всего 10 лет – настолько хорошо берегли его наши деповцы. Его общий пробег – 6,6 млн км - это 158 оборотов вокруг Земли, как указано на
борту электровоза! Пересчитать локомотивные
бригады, которые в разное время поездили на этой машине, сегодня не представляется возможным, но это множество поколений локомотивщиков,
причем с разных дорог. Ведь ходил этот ЧС2 на большом полигоне: от Кургана на западе до Мариинска на востоке. Водить поезда на десятом
«чехе» доводилось и мне. Он был очень прост в управлении, скоростной. Несмотря на «преклонный возраст», отказы давал очень редко,
к тому же был комфортабелен для машиниста и его помощника: в кабине были предусмотрены даже холодильники.
В 2009 году трудяге-электровозу все-таки пришло время уходить на покой, освобождая место локомотивам новой серии.
При мысли о том, что машину, столько лет верой и правдой служившую деповцам, придется списывать в небытие, у тогдашнего председателя
совета ветеранов ТЧЭ-3 Барабинск Николая Кысова сжалось сердце, и он выступил с инициативой увековечить ее в виде локомотива-памятника.
Электровоз, помимо прочего, имел и историческую ценность для всей сети: он был одним из первых локомотивов своей серии, эксплуатировавшихся
в Сибири. Аргументы были железные, благую инициативу поддержали и на узле, и в управлении дороги, и, сходив 20 июля 2009 года в свой
«прощальный» рейс с поездом №88, ЧС2-010 встал на вечную стоянку. С тех пор силами работников эксплуатационного и ремонтного локомотивных
депо Барабинск электровоз-памятник содержится в идеальном состоянии.
Бывший начальник локомотивного депо Барабинск Николай Макуха углубляется в историю и припоминает, как и почему одни из первых
локомотивов серии ЧС2 оказались в приписке барабинского депо:
– В 1962 году наше депо было преобразовано в пассажирское. По сети таковых было всего 17. И наше было одним из передовых среди
них, в связи с этим новые пассажирские электровозы чехословацкого производства было решено передать нам. В те далекие годы я работал
замом начальника депо по ремонту и свидетельствую, что первый серийный электровоз ЧС2, под номером 006, с года своего выпуска
эксплуатировался нашим депо. Как и все последующие «нулевки» – вплоть до номера 101, и дальше до трехсотого. Кстати, тот самый ЧС2-006
мы передали в Санкт-Петербург, музею Российских железных дорог. Сегодня в приписке ТЧЭ-3 остались единицы «чехов» – им на смену пришли
новые ЭП2К, так что мы снова первыми внедряем новую локомотивную технику.
Материал взят из газеты ТРАНССИБ № 11 за 29 марта 2013г