Вы можете закачать свою фотографию ЗДЕСЬ.
После просмотра и редактирования, фото будет размещено на соответствующей содержанию странице.

Вокзал Новосибирск-главный. История, факты.
  Автор:  Алексей НАДТОЧИЙ (газета ВЕЧЕРНИЙ НОВОСИБИРСК, 28 августа 2003г).
  Началась история Новосибирского вокзала еще в 1925 году, когда возникла идея построить новый вокзал в городе. В 1929 году Московское архитектурное общество объявило конкурс проектов. От архитекторов поступило 45 проектов. Лучшим признали проект архитектора Николая Волошина. Дальнейшей разработкой этого эскизного проекта занялось киевское отделение Гипротранса, которое к 1931 году выдало готовый проект. Заложили фундамент в этом же году. Строительство вел трест Сибстройпуть. Во время строительства было обнаружено несколько недочетов в проекте и специалисты доработали проект. Расчет арочного свода и других железобетонных конструкций сделал инженер Николай Никитин, в честь которого в Новосибирске названа одна из улиц.
  Вокзал был сдан в эксплуатацию 25 января 1939 года.
  Это лучший вокзал на востоке страны. Красавец-вокзал. После недавней реконструкции он обрел блистательный лоск. И не только внешний. Здесь отличная сервисная служба. Удобные и уютные залы ожидания. Прекрасная комната матери и ребенка. Здесь можно хорошо поесть по средствам. И отдельная тема - кассовый зал. Очередей практически нет. А ведь было время, когда за билетами простаивали многие часы. Но изменилась технология, современная компьютерная система "Экспресс-2" позволяет иметь информацию о наличии билетов в любом городе страны.
  Но главное было заложено нашими мудрыми предками еще в 30-х годах прошлого столетия. На века делали. И проект удачен, и строили на совесть. По сути Главный остается крупнейшим культурным центром Новосибирска, он стал одним из символов города - наряду с оперным театром, Новосибирской государственной картинной галереей...
  Новосибирцы помнят, как в эпоху "расцвета" рыночной экономики вокзал был битком забит киосками со всякой всячиной, не имеющей отношения к железной дороге. И площадь Гарина-Михайловского тоже представляла собой своеобразную барахолку. Тут вольготно чувствовали себя пьяницы и бомжи. К счастью, у властей хватило благоразумия навести порядок и на вокзале, и на площади.
  Горожане постарше наверняка хорошо помнят те времена, когда вокзал и был неким общественным и культурным центром Новосибирска. Автору этих строк в 60-х довелось жить в общежитии пединститута, что на Ленина. Поздно вечером мы ходили на вокзал за горячими пирожками. На вокзале можно было сходить в душ, посмотреть кино.
  Надо, конечно, сказать, что отнюдь не все было радужно. Вспоминается, как люди в ожидании поездов толпами валялись на полу, подложив газету. По залам шныряли беспризорные пацаны. Здесь можно было "снять" не очень чистую девочку. Все было. Но все равно вокзал был душой города. И даже как-то жаль того прошлого обаяния. Даже запахи вокзала той поры вспоминаются.
  Время потребовало иного качества. На Пасху здесь незазорно выступить хоралу. Народу бывает по нескольку тысяч человек. Знаю новосибирцев, которые на православный праздник сюда приезжают специально. А уж о чистоте нынешнего вокзала надо сказать особо. Это, безусловно, один из самых чистых вокзалов страны.
  В 1999 году был закончен капитальный ремонт. Для облицовки стен и пола были использованы природные материалы - гранит и мрамор. Сейчас вряд ли кто вспомнит бетонные лестничные марши, вонючие туалеты, старые эмпээсовские громоздкие скамьи, на которых спали утомленные люди... А на первом этаже одно время вдруг появилось скульптурное "украшение" - огромное, совсем не в стиле вокзала колесо. А нынешняя отделка вокзала выполнена в основном из хорошего дуба. По сути, вокзал является дворцом железнодорожного транспорта.

А теперь несколько цифр и фактов, чтобы мы лучше знали свой вокзал.
  Единовременная расчетная вместимость - 4 тысячи пассажиров.
Общая площадь здания - 30 тысяч квадратных метров.
В вокзале существует гостиница площадью 1342 квадратных метра.
Строительство его было начато в 1932 году и закончено в 1939-м.
Проект архитектора Волошина. Строил трест "Сибстройпуть".
Вокзал включает в себя пассажирское здание, пригородный павильон, 14 (!) железнодорожных платформ, подземный переход, багажные помещения, ремонтно-строительные цеха.

  На Главном - главное действующее лицо нынешний начальник вокзала Людмила Викторовна Чуб. Хотя она сразу предупредила меня, что главное действующее лицо - это коллектив вокзала, очень дружный, ответственный, работоспособный. Здесь, как и на всей железной дороге, многое делается для укрепления коллектива, и люди совсем не чувствуют себя зажатыми железной дисциплиной, которая, конечно же, должна присутствовать на этом важном участке работы.

  Людмила Викторовна Чуб руководит коллективом Новосибирска-Главного 10 месяцев. Но на Западно-Сибирской железной дороге она человек не новый. После окончания НИИЖТа (сейчас это СГУПС - Сибирский государственный университет путей сообщения) она вернулась в родной Новокузнецк и начинала карьеру там. Вспоминается конкурс начальников вокзалов ЗапСиба двухгодичной давности. Он стал уже традиционным. Проводился в этот раз на Новосибирске-Главном. К нему очень серьезно готовятся. Еще бы! Стыдно ударить лицом в грязь перед коллегами и начальством! Хрупкая белокурая женщина из Новокузнецка была одной из лучших докладчиц. Она обстоятельно рассказала об опыте работы Новокузнецкого вокзала, о сервисе, который предоставляет коллектив, но сочла возможным и нужным остановиться на опыте других вокзалов страны.

  Несколько вопросов начальнику вокзала.

   - Людмила Викторовна, не жалко было уезжать из Новокузнецка?

- С родными местами всегда жалко расставаться. Но это назначение было интересным: совершенно иной качественно уровень работы. Много творческих возможностей и претворение в жизнь нереализованных желаний. К тому же когда-то в Новосибирске я училась пять лет, технологии работы вокзалов похожи, поэтому мне было относительно нетрудно адаптироваться к новым условиям работы, чего я сама не ожидала.

   - Как лето провели?

  - Лето - наиболее ответственный период в жизни вокзала. Хотя хорошо, что на железной дороге действует гибкая тарифная политика. Любой потенциальный пассажир может выбрать для поездки то время, которое устраивает его по стоимости проезда. Информация об этом всюду - от листовок до компьютеров. Это в какой-то мере и распределяет пассажиропоток. Думаю, что еще и поэтому сегодня у нас практически нет очередей у касс. (Я присмотрелся к содержанию листовки. В самом деле: в январе можно уехать в плацкартном вагоне почти в два раза дешевле, чем летом).

   - С кадрами нет проблем?

  - Стараемся их не допускать. Хотя пассажиропоток летом вырастает в два раза. Готовим резерв кадров, обучаем своих работников, чтобы была взаимозаменяемость. Открываем максимальное количество касс. Главная наша забота - качественное обслуживание пассажиров. Они - центр нашего внимания и нашей заботы. Вокруг него и все дело крутится. Новосибирск - транспортный узел. Поэтому через нас проходит очень много транзитных пассажиров. А это особая сфера нашей работы. Транзитного пассажира надо накормить, разместить в гостинице, помочь отдохнуть и провести время. С этой целью на вокзале действует "Сервис-центр" с большим перечнем услуг - около 70 видов. Вход сюда свободный и бесплатный. Здесь продают проездные документы, обменивают валюту, отправляют факс, делают копии с документов, предоставляют услуги носильщиков, такси, организуют экскурсии по городу. Вещи пассажиры могут сдать в камеру хранения. У нас работает пять вместительных складов. Через Новосибирск едут много мелких предпринимателей с большими грузами, которые пользуются этими услугами. На вокзале большая гостиница, которая всегда пользуется спросом. Гостиничные номера у нас очень удобные. Пассажир может выбрать себе номер в зависимости от своих возможностей. Популярна комната матери и ребенка. Здесь внимательное обслуживание. Работники комнат получают много благодарностей от посетителей. Есть также почасовой детский сад. Это новая перспективная форма работы. То есть пассажир может оставить здесь ребенка на два-три часа и заняться своими делами. Кстати, этой услугой пользуются не только пассажиры, но и жители города. Это очень удобная форма обслуживания для любого человека, если не с кем оставить ребенка на какое-то время. В последнее время мы ввели новую услугу приема заявок в поездах. Человек заполняет специальный бланк-заказ, и проводник передает информацию о его просьбах: гостиница, билет, такси и т.д. Достаточно хорошо работают в этом направлении поезда 26 "Сибиряк", 60 "Кисловодск-Новокузнецк", 32 "Москва-Новокузнецк". Эта услуга, может быть, и не дает нам особых доходов, но главное для нас, чтобы пассажиру было комфортно, удобно, уютно. По сути, каждый рабочий день вокзала - "День пассажира".

   - Людмила Викторовна, помню, как однажды ехал "Сибиряком" в Москву. И один товарищ из нашей туристской группы нечаянно разбил стеклянную полочку в туалете. Проводница, немолодая уже женщина, так расстроилась, что заплакала, и мы долго не могли ее успокоить. Сохраняется ли трепетное отношение к вашему фирменному поезду?

  - Разумеется, "Сибиряк" остается нашим лучшим поездом. И качество обслуживания в нем только повышается. Так что милости просим! Сам поезд красивый, и провожаем мы его всегда музыкой - песней, специально написанной о нем.

   - Вы заканчивали НИИЖТ?

- Да, в 76-м году. И у меня сохранились о вузе самые теплые воспоминания. Это действительно одно из самых престижных и лучших учебных заведений страны.

- У вас разительно изменился интерьер вокзала в последние годы. Стало не просто чище, но и просторнее. С чем это связано?

- С заботой о пассажире. Не должен киоск мешать полноценному отдыху людей, ожидающих поезд. Это, в общем-то, целая наука - разместить торговые точки так, чтобы они не мешали людям. И в то же время имели все необходимое в поездке. Чтобы скоротать досуг, есть ресторан и барчики, кафе, где человек может посидеть. У каждого сейчас свои средства. И из сервиса ушел примитивный прошлый опыт коллективного охвата - всем поровну. В другое время живем.

- Вы работаете в Железнодорожном районе. Как у вас складываются отношения с его администрацией?

- Несмотря на то, что я меньше года работаю в этой должности, мы тесно работаем с администрацией района. Глава администрации района Григорьев немало сделал, чтобы навести порядок на привокзальной площади. И мы ему благодарны, а еще больше благодарны гости нашего города. Прилегающая территория преобразилась. Мы никогда не забываем, что живем в Железнодорожном районе, и стараемся поддерживать и развивать с ним отношения.
Всем участвующим в пополнении нашего Музея - огромное спасибо! Узнать обо всех из них можно на страничке Благодарностей. Присылайте и вы свои материалы, если у вас найдется что-то интересное.
Уважаемые посетители! Пишите ведущему раздела - ваши комментарии, мнения,
поправки, новые данные.
В начало
страницы

Страница создана 29 августа 2003 года.
Страница обновлена 5 октября 2007г.