Музей истории железнодорожной техники Западно-Сибирской ж.д.

Вы можете закачать свою фотографию ЗДЕСЬ.
После просмотра и редактирования, фото будет размещено на соответствующей содержанию странице.

Экспозиция в музее на станции Сеятель.
  Автор: Николай Губенко. Фотографии, в основном, сделаны тоже им.
   Потомственный железнодорожник, выпускник НИВИТа Николай Акулинин начал свою трудовую биографию в 1946 году на Северо-Кавказской железной дороге. В 1955 году вернулся в Сибирь, до 1960 года трудился на Барнаульском отделения Томской железной дороги. С 1960 по 1984 год Николай Архипович работал в управлении Западно-Сибирской железной дороги заместителем и первым заместителем начальника службы пути, секретарем парткома, последние 14 лет – заместителем начальника дороги – начальником отдела кадров. В этот период начальник отдела кадров занимался вопросами образования детей железнодорожников, курировал строительство новых школ, жилья для педагогов, организацию транспортировки детей на занятия, особое внимание уделяя общему и профессиональному образованию работающей на дороге молодежи. Выйдя на пенсию в 1984 году, Николай Акулинин работал над созданием музея железнодорожной техники под открытым небом на станции Сеятель, в течение нескольких лет пробыл его директором. В 2010 году уникальному музею, который носит имя Николая Архиповича, исполнилось 10 лет. За многолетний добросовестный труд, Николай Акулинин удостоен высоких наград и званий. Среди них: звание почетного ветерана Западно-Сибирской железной дороги, заслуженного работника транспорта Российской Федерации, знак «130 лет МПС», ордена «Октябрьской революции» и «Знак Почета»; медали «За освоение целинных земель», «За доблестный труд в Великой отечественной войне», «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина», «медаль Жукова», «50 лет Победы в Великой отечественной войне».
   Музей истории железнодорожной техники Западно-Сибирской железной дороги был открыт 3 августа 2000 года в честь очередного дня железнодорожника.Уникальность нового музея заключается в том ,что в отличие от подобных музеев в нашей стране и мире , где представлена, в основном, техника одного направления ( паровозы или современные локомотивы), на Западно - Сибирской ж.д. собраны образцы технических средств, локомотивов, грузовых и пассажирских вагонов , путевой техники . Планируется открыть экспозицию приборов и средств сигнализации , связи , электроснабжения и измерительных приборов..
   В то время я работал в Новосибирске и совершал ежедневно поездки со ст. Линево в Новосибирск и обратно. На дорогу уходило много времени, но деваться было некуда. Ежедневные поездки мимо ст.Сеятель позволяли мне наблюдать в окно электропоезда, как там закладывался фундамент будущего музея. Еще в далеком 2000 году, весной, я стал замечать, что площадь между автомобильной трассой и ж.д. путями начали готовить. Нагнали людей в оранжевых жилетах, они устроили настоящий субботник, убрали мусор, спилили деревья
    Через некоторое время, когда все немного подсохло, привезли большие бульдозеры и начали готовить площадь. Я в то время думал, что собираются расширять станцию. Ведь Академгородок хоть и построен среди зеленых массивов: жилые дома, здания институтов стоят среди леса, но это постоянно растущий город. А ст.Сеятель довольно маленькая, даже вокзал на ней старый, деревянный, в час пик не повернуться. Да и платформы оставляют желать лучшего, например вторая посадочная платформа, для посадки на поезда в южном направлении, не очень безопасна с точки зрения посадки на Эл поезд. Бывает часто ожидаешь посадку, а мимо тебя на скорости 80 - 90 км/ч проносится грузовой поезд. Но пока на моей памяти только единичные случаи травматизма, и то по глупости народа. А вот здание вокзала надо бы обновить. Ну ладно это меня уже понесло в сторону. В общем, когда появилась тяжелая техника, и начали укладывать рельсы в виде тупиков, только тогда у меня начало появляется сомнения. Где-то уже к лету площадка была готова
   Кстати, следует отметить, что на протяжении от Новосибирска Главного до перегона между ст.Сельская и О.п.52 км , идет двухпутка. Поэтому в разъездах особой нужды нет, поезда через станцию идут напроход.
   Примерно в мае, июне уже начали укладывать пути, оборудовать тупики. В этот период и начала просачиваться информация о том, что собираются делать музей. Примерно в июне этого же года стали появляться экспонаты музея. Они уже были сформированы в сплотки. Когда пути были уложены, смонтированы арки освещения, уложены плиты платформ, стали загонять экспонаты. Большинство экспонатов были уже где то в депо смонтированы, покрашены и сцеплены. Как мне потом говорили, большинство ремонтировали в депо Инская, а в музей их завезли партией. Хотя я уже смутно помню, но по-моему уже к дню Железнодорожника, примерно за недели- полторы музей был готов. Но посетителей не пускали. Как раз на третье августа попал день железнодорожника, и к нему приурочили открытие . Но после открытия еще некоторое время не пускали посетителей, я точно сейчас не помню, но к концу августа точно я первый раз посетил музей.
   В музее поначалу можно было не только посмотреть на локомотивы, вагоны, но и полазить внутри. Но учитывая то, что техника в большинстве случаев была работоспособной, а главное , этот музей является базой запаса МПС , было принято решение , закрыть доступ внутрь экспонатов, наши люди не готовы к бережному отношению к технике. Как мне рассказывал сторож музея :" Выламывали приборы, били стекла и простите , просто гадили в локомотивах."
   Я хотел бы тоже побывать в кабине техники, ведь она разнообразна, но не судьба, приходится довольствоваться тем, что есть. Кстати после открытия музея еще долго приходили все новые и новые экспонаты, в основном это касается паровозов, и вагонов. Современные образцы локомотивов были поставлены сразу. Ну давайте вкратце познакомимся с тем, что есть.

Паровозы.

По праву открывают экспозицию красавцы паровозы, которые господствовали на железных дорогах с самого начала возникновения железных дорог и до начала 1960-х годов.
В музее представлены следующие типы паровозов:
Проворный, макет паровоза, выпускавшийся в ХIХ веке.
Еа-3078, выпущенный заводом Балдвин(США) по заказу СССР в 1944г
П36-1097, выпущенный Коломенским заводом в 1955г
Эм-725-12
Эр-789-91, выпущенный заводом МАГАВ в Будапеште в 1953г
ЛВ-0040, выпущенный Ворошиловоградским заводом в 1953г
Ло-17708, выпущенный Луганским заводом в 1936г
СОм-17-508, выпущенный Луганским заводом в 1936г
Су-203-42, выпущенный Луганским заводом в 1936г
ФД20-588, выпущенный Ворошиловоградским заводом в 1936г



Тепловозы.

ТЭ2-289, выпущенный заводом в 1971г
ТЭ3-7376, выпущенный заводом в 1971г
ТЭ7-096, выпущенный заводом в 1964г
ТЭП10-082, выпущенный заводом в 1971г
ТЭП60-687, выпущенный заводом в 1975г
ТЭП60-1195, выпущенный заводом в 1977г
2ТЭ10Л-2110 , выпущенный заводом в 1966г
2ТЭ10м-2670 , выпущенный заводом в 1986г
2М62-500, выпущенный заводом в 1981г
ТГК2-8626, выпущенный заводом в 1990г
ТГМ1-2925, выпущенный заводом в 1969г
ТГМ23в-1026, выпущенный заводом в 1987г
ТГМ4-1676, выпущенный заводом в 1982г
ТЭМ15-016, выпущенный заводом в 1986г
ЧМЭ2-508, выпущенный заводом в 1966г
ЧМЭ3-5452, выпущенный заводом в 1966г
ТЭП80-001, выпущенный заводом в 1988г

Электровозы.

ВЛ8-1232, выпущенный заводом в 1953г
ВЛ22м-1932, выпущенный заводом в 1958г
ВЛ22м-1442, выпущенный Новочеркасским заводом в 1958г
ВЛ23-501, выпущенный заводом в 1958г
ВЛ60к-649, выпущенный в 1963г
ВЛ80с-005, выпущенный заводом в 1980г
ВЛ10-271, выпущенный Тбилисским заводом в 1953г
ЧС2-039, выпущенный заводом SKODA в 1962г
ЧС3-73, выпущенный заводом SKODA в 1961г
ЧС4-023, выпущенный заводом SKODA в 1986г
Ср3, электропоезд, выпущенный заводом в 1953г
Эр1, электропоезд, выпущенный Рижским заводом в 1959г
Эр2, электропоезд, выпущенный Рижским заводом в 1969г
Эр9п, электропоезд, выпущенный Рижским заводом в 1965г
ЭР200, электропоезд, выпущенный Рижским заводом в 1973г

Вагоны.

двухосный вагон, выпущен в 1929г
двухосная платформа, выпущена в 19..г
двухосная цистерна, выпущен в 19
почтово-багажный вагон 1936г
пожарный вагон
хоппер-дозатор, выпущен в 1974г
думкар, выпущен в 1955г
санитарный вагон времен ВОВ
бронированный вагон построенный в 1898г
вагон для перевозки апатитов, выпущен в 1984г Алтайским вагонзаводом
вагон спальный габарит РИЦ, построенный в ГДР в 1980г

Спецтехника.

ТД5 дрезина, выпущенная заводом в 1960г
АС-1А дрезина, выпущенная заводом в 1970г
укладочный кран УК25/9, выпущен в 19
миксер для жидкого чугуна, выпущен в 19
роторный снегоочиститель, выпущен в 19
снегоочиститель СП1, выпущен в 19
выправочно-подбивочно-рихтовочная машина ВПР-1200
выправочно-подбивочно-отделочная машина ВПО-3000
путерихтовщик Болашенко ПРБ
котлованокопатель ВК-3
котлованокопатель ВК-1
кран ЕДК-25, выпущен в ГДР в 1967г
кран КДВ, выпущен на Кировском машиностроительном заводе в 1960г


   Кроме железнодорожной техники в 2005 году в музее открылась экспозиция автомобильной техники, на которую тоже интересно посмотреть.
Всем участвующим в пополнении нашего Музея - огромное спасибо! Узнать обо всех из них можно на страничке Благодарностей. Присылайте и вы свои материалы, если у вас найдется что-то интересное.
Уважаемые посетители! Пишите ведущему раздела - ваши комментарии, мнения,
поправки, новые данные.
В начало
страницы

Страница создана 25 октября 2006 года.
Cтраница обновлена 14 января 2015г.