Вы можете закачать свою фотографию ЗДЕСЬ.
После просмотра и редактирования, фото будет размещено на соответствующей содержанию странице.

История завода АЛТАЙВАГОН.
  Автор: материал прислан с завода Светланой Васильевной Ярковой - помощником генерального директора по связям с общественностью. А также размещены впечатления от экскурсии по заводу 20.03.2006г.

    Открытое акционерное общество "Алтайвагон" расположено на территории Алтайского края в городе Новоалтайске и имеет непосредственную железнодорожную связь со станцией "Алтайская" Западно-Сибирской железной дороги. Площадь территории, занимаемой предприятием, составляет 116,5 га. Численность работников с филиалами достигает 5000 человек. ОАО "Алтайвагон" относится к отрасли тяжелого машиностроения и специализируется на выпуске железнодорожного подвижного состава.
   Предприятия, как и человек, имеют свои биографии. Только биографии эти намного сложнее, чем у людей. Это потому, что в них, как правило, отражаются все нюансы внутренней и внешней политики того государства, в котором они находятся и действуют. Вот и у нашего завода - большая и достойная биография.
   У "Алтайвагона" славная история. И началась она в далеком грозовом 1941 году. Его "родителем" можно считать Днепродзержинский вагоностроительный завод им. газеты "Правда", эвакуированный в августе 41-го на Алтай. Конечной точкой маршрута был Барнаул. Но прибывшие в Барнаул специалисты завода нашли, что предназначенный для размещения чугунолитейный завод не соответствует по мощности и территории будущему вагоностроительному заводу. Место нашли на ближайшей станции Алтайская, где располагался деревообрабатывающий завод Наркомата путей сообщения. 7 октября 1941 года был подписан приемо-сдаточный акт о передаче деревообрабатывающего завода вагоностроительному. Эта дата и является днем рождения АВЗ.
   Спустя всего два месяца предприятие, многие цеха которого находились под открытым небом, начало выдавать первую продукция. Ремонтировали вагоны, приходящие с фронта, выпускали снаряды и авиабомбы. В августе 1943 года завершилось строительство вагоносборочного цеха и полускатного. Но основной продукцией завода оставались снаряды и авиабомбы. К окончанию войны завод не был готов к освоению мирной продукции.
   В 1946 году началась реконструкция завода. Вместе со строительством новых цехов продолжался выпуск вагонов. И уже в августе 1946 года была выпущена тысячная платформа. А всего их было выпущено до конца 1947 года 3420 штук. Предприятие переходило на выпуск четырехосных крытых вагонов. После войны новые типы вагонов осваивались один за другим. Позднее завод стал единственным поставщиком крытых грузовых магистральных вагонов для всей сети железных дорог страны.
   В 1953 году началась целинная эпопея и подъем сельского хозяйства. И здесь понадобилась помощь Алиайвагона. Во-первых, поступило задание выпустить вагон для перевозки скота, что и было выполнено к концу 1953 года. Это был двухярусный вагон, где можно было размещать одновременно крупный рогатый скот и свиней (или баранов). Во-вторых, нужно было изготавливать полевые вагончики для отдыха тракторных бригад. Их было построено 809. В-третьих, завод выпускал и запчасти для тракторов.
   В начале 70-х годов предприятие вышло на небывалый для той поры рубеж - 10 тысяч вагонов в год. Продукция алтайских вагоностроителей пользовалась спросом и заслуженным авторитетом в Иране, Монголии, Венгрии.
   В начале 90-х годов начались реформы, оценив сложившуюся ситуацию, руководители предприятия приняли новую стратегию, и завод стал входить в новый ритм жизни. В инициативном порядке приступили к изготовлению тех моделей вагонов, которые раньше закупались за пределами России. В 1994 году предприятием было освоено производство вагона-цистерны для перевозки нефтепродуктов, а через два года начали выпускать глуходонный полувагон с усиленной обвязкой кузова. Год спустя создали первую в России партию скоростных платформ-контейнеровозов. Потом выпустили вагон нового поколения - весоповерочный вагон модели А-300, сконструировали вагон-автомобилевоз для ВАЗа, несколько моделей специализированных вагонов для различных отраслей промышленности.
   Хочется отметить, что Алтайвагон имеет свое собственное литейное производство. Цех по производству автосцепок находится в Рубцовске.
   Осенью 2001 года Алтайский вагонзавод отметил своё 60-летие. Возраст для предприятия ключевой отрасли промышленности - почтенный, позволяющий оглянуться назад и оценить, что было сделано многими поколениями заводчан за это время. Нами накоплен огромный опыт по производству различных вагонов для металлургической, машиностроительной, горнодобывающей, нефтехимической и лёгкой промышленности. Нашими вагонами пользуются на всей территории России и других государств.
   Завод по праву гордится не только своей историей, но и своими людьми. В годы войны широко развернулось соревнование бригад за право носить звание "Фронтовых" и "Гвардейских". "Гвардейскими были признаны коллективы, возглавляемые Анатолием Саланиным, Антониной Лопатниковой, Вениамином Беляковым. Они выполняли план на 200 и более процентов. А те коллективы, у которых показатели были ниже "Гвардейских", называли "Фронтовыми". Это бригады, возглавляемые М.Р. Шовкун из ДОЦ, В.М. Дегтяренко из инструментального цеха и Носовым из кузнечного цеха. Занесены в Комсомольскую книгу почета того времени токарь В.П. Илларионов, выполнявший задания не ниже, чем на 170 % и токарь по дереву из цеха стройдеталей В.К. Федченко, выработка у которого была свыше 200 %. За годы войны был сплочен производственный коллектив. В 1942 и 1944 годах вагоностроителей награждали орденами и медалями. Грудь В.П. Илларионова украсил боевой орден Красной Звезды, С.П. Киянов, М.Я. Перлин, Ф.И. Маляревский, В.П. Коваленко и В.Д. Мишкин получили ордена "Знак Почета", В.В. Беляков и А.К. Демин удостоились медалей "За трудовую доблесть", Н.М. Москаленко получил медаль "За трудовое отличие", М.С. Кротову был вручен орден Трудового Красного Знамени. Были удостоены наград и другие.
   Наряду с наградами работников завода в мае 1985 года самому заводу был вручен орден Отечественной войны I степени.
   После войны пришел на завод и бывший тракторист Чесноковской МТС, а ныне Герой Советского Союза Андрей Егорович Землянов. В годы войны он был командиром орудия танка и в бою под городом Коломыя проявил мужество и героизм. За участие во взятии этого города Андрею Егоровичу было присвоено столь высокое звание. Уже работая на АВЗ старшим техником автотранспортного цеха, Землянов узнал, что стал почетным гражданином города Коломыя, а затем и Новоалтайска.
   С 1972 года машиностроители, как и многие труженики города и края, боролись за получение лауреатских званий имени знатных трудовых династий Петровых, Грязевых и рабочей династии имени Героя Социалистического Труда Сигиды. Уже в 1972 году победителями были признаны формовщик литейного цеха В.А. Брюханов и токарь полускатно-тележечного цеха С.А. Рогачев. До 1979 года лауреатами премии имени династии Петровых стали 8 вагоностроителей. А с 1982 года премии знатных рабочих династий стали вручать и целым коллективам. Первыми лауреатами премии имени героя Социалистического Труда А.И. Сигиды на заводе удостоились коллективы комплексной бригады полускатно-тележечного цеха, возглавлял которую М.С. Хворов, а три года спустя такую же премию получила бригада из рамно-заготовительного цеха, где бригадиром был Н.И. Зиновьев. Среди кавалеров орденов немало женщин. Ордена Ленина удостоена электросварщица рамно-заготовительного цеха Александра Андреевна Коваленко. Орден Трудового Красного Знамени вручен 12 вагоностроительницам. 14 орденов "Знак Почета" и 12 Трудовой Славы III степени, а также 42 различные медали тоже принадлежат женщинам. Это немало, если учесть, что на заводе большинство работающих - мужчины.
   В 2001 году начался новый виток в истории ОАО "Алтайвагон". Пришла новая команда управленцев, появились инвестиции. Завод обрел второе дыхание…
   10 декабря 2004 года войдет в историю ОАО "Алтайвагон" как дата выпуска предприятием юбилейного трехсоттысячного вагона. Им стал крытый вагон модели 11-280.
   Первые крытые вагоны начали выпускать на Алтайском вагоностроительном еще в конце сороковых годов. Они имели мало чего общего с теми вагонами, которые сходят с производственных потоков предприятия сегодня - деревянная обшивка кузова, совсем другие эксплуатационные характеристики, меньший объем и грузоподъемность.
   В 1957 году были изготовлены первые образцы крытого вагона модели 11-066 грузоподъемностью 60 тонн с объемом кузова 120 кубометров. В различных модификациях он выпускался до 1983 года. В 1965 году построен опытный образец четырехосного цельнометаллического крытого вагона. Конструкторы предприняли много усилий для того, чтобы улучшить эту модель, увеличили дверной проем до четырех метров для механизации погрузочно-разгрузочных работ. Этот вагон пошел в серию в середине семидесятых и получил индекс 11-217. Он выпускался заводом совместно с моделью 11-066. В 1981 году крытый цельнометаллический вагон сертифицировали по высшей категории качества.
   В восьмидесятых модель крытого вагона эволюционировала - появились и экспортные разновидности. Для Китая, Монголии, Кубы алтайские вагоностроители изготовили более 7000 вагонов. Крытый магистральный вагон оставался основной продукцией завода на протяжении многих десятилетий.
   Для производства вагонов нужен металл, лесоматериалы, краски и многое другое. Поэтому завод имеет договоры поставки со многими предприятиями России. Металл везут из Новокузнецка и Магнитогорска, Нижнего Тагила и Запорожья. Поставщиками леса являются Сибирские леспромхозы, а лакокрасочная продукция прибывает из Черкасска, Ростова-на-Дону, Ярославля и Челябинска. А вагоны разъезжаются по всем регионам России.
   История завода хорошо представлена на стендах заводского музея, который расположен на третьем этаже административного корпуса. Начинается обзор истории завода с экспонатов первой продукции: бомб и снарядов. Далее идут экспонаты, рассказывающие о становлении и развитии завода. Вагоностроительная продукция представлена почти полным модельным рядом. Кроме ранее упомянутых в этой статье есть еще интересный вагон для перевозки стальных рулонов с раздвижной крышей, полусцеп для перевозки древесных хлыстов, универсальная платформа. Большое количество фотографий на стендах музея рассказывают о знаменитых людях завода.
   И в завершении рассказа хочу представить небольшую экскурсию по заводу.
Участок обточки осей


Опреcсовка колесной пары


Контроль оси


Установка букс


Сварка крыши вагона


Сборка вагона
для автомобилей


Вагоносборочный цех


Вагоносборочный цех


Вагон уже покрашен


Готовые вагоны


Новые вагоны
на ст. Алтайская


Новые вагоны
на ст. Алтайская


Вагоны уезжают


Экскурсия закончилась
в столовой


Материалы любезно представлены Ярковой Светланой Васильевной!
Всем участвующим в пополнении нашего Музея - огромное спасибо! Узнать обо всех из них можно на страничке Благодарностей. Присылайте и вы свои материалы, если у вас найдется что-то интересное.
Уважаемые посетители! Пишите ведущему раздела - ваши комментарии, мнения,
поправки, новые данные.
В начало
страницы
Страница создана 7 декабря 2004 года.
Страница обновлена 16 апреля 2011 года